Нейрофизиологические основы

Клиническая соматика: современное средство от боли

Стивен Аронштейн

Steven Aronstein. Clinical Somatics: Modern Pain Relief. Clinical Overview.

Введение

Клиническая соматика (которую также называют клиническим соматическим обучением, или КСО) — это эффективный метод мануального нервно-мышечного переобучения, который облегчает хроническую боль и улучшает физическое функционирование и двигательные способности клиентов. Клиническая соматика работает с широким спектром симптомов, синдромов и заболеваний костно-мышечной системы, включая следующие: боли в спине, синдром запястного канала, кумулятивные травматические расстройства, синдром височно-нижнечелюстного сустава, тендиниты, бурситы, синдром лестничной мышцы, сколиотическая осанка, хронические головные боли, ишиалгия, боли в коленях, тазобедренных суставах и плечах, синдромы миофасциальной боли. Применение соматики уменьшает длительность курса лечения и дает более длительный результат, чем после применения программы физиотерапии, хиропрактики или мануальных методов терапии мягких тканей.

Клиническую соматику часто относят к методам работы с телом («бодиворк»), однако такое понимание практически полностью искажает реальный процесс и результаты соматической работы. Более точно соматику можно охарактеризовать как работу с мозгом. Специалист по соматике действительно работает руками с телом клиента, но эти манипуляции производятся исключительно с целью изменения сигналов, идущих в центральную нервную систему, с тем чтобы изменить взаимодействие и контроль нервной системы над остальным телом. В отличие от обычной физической терапии, хиропрактики и ортопедии работа в соматике направлена не на укрепление мышц, суставов или связанных с ними костей; в отличие от акупунктуры и других методов работы с телом она не направлена на изменение потока ци или выравнивание энергии в чакрах. В отличие от массажной терапии — хотя одним из основных результатов применения соматики являются более расслабленные мышцы, снижение уровня или полное устранение боли, напряжения и зажимов — основной целью соматики является вовсе не расслабление мышц.

Нейрофизиологические основы

Эффективность клинической соматики основана на некоторых базовых свойствах сенсомоторного обучения нервной системы человека. Эти процессы обучения не противоречат медицинским принципам — медицина рассматривает эти процессы как неотъемлемую базовую нейрофизиологию (хотя, к сожалению, она еще не опирается на эти процессы при лечении костно-мышечных или неврологических заболеваний). На самом деле эти процессы обучения настолько фундаментальны и общеприняты, что ряд методов работы с телом также включает их (хотя в этих методах нет детального понимания и применения данных процессов).

Фундаментальный способ обучения всем видам движения у людей (хождению, езде на велосипеде, сидению на стуле, печатанию на клавиатуре и т. д.) — это практика, или тренировка. Некоторые движения, такие как ползание и хождение, стимулируются и направляются определенными изначально «запрограммированными» рефлексами, импульсами и неврологическими паттернами. Однако даже эти основные функции и поведенческие проявления человека должны повторяться и подстраиваться до достижения полной легкости и грациозности; этот процесс также называется практикой, или тренировкой. Таким способом обучение движению (или моторным навыкам) идет от неуклюжего к эффективному, от нового к знакомому. Когда человек впервые обучается какому-то движению, когда это движение является все еще новым и непривычным, оно требует большой концентрации внимания. Когда мы учились ходить, мы не пытались одновременно учиться говорить или держать ложку; мы не составляли список покупок в то время, когда учились ездить на велосипеде, играть в теннис или набирать текст на клавиатуре.

Обучение происходит в «сознательной» части нашего мозга, а именно в коре головного мозга, которая в обычной речи и общей культуре часто подразумевается, когда люди говорят об уме. Это та же самая часть мозга, которая работает, когда мы обращаем на что-то свое внимание; и чем более новым является это что-то, тем больше внимания оно требует и тем меньше внимания человек может одновременно уделять выполнению других задач. Чем больше человек практикуется в новом движении путем его повторения, тем больше сенсорной обратной связи в свою очередь поступает обратно в мозг и тем больше этот опыт позволяет мозгу произвести тонкую настройку этого движения, отточить его и затем сохранить в бессознательных, автоматических «низших» частях нашего мозга (мозжечок, нижние части коры и т. д.). Другими словами, выученный или привычный навык — это такой навык, который может стать автоматическим, когда можно использовать сознательный мозг или же ум для других вещей, таких как подготовка следующего удара в теннисе, продумывание того, какую фразу дальше печатать, или проверка списка продуктов для покупок в магазине, когда человек «автоматически» двигает ногами, талией и плечами при ходьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: