Эстетика как сфера философии

Какие черты дизайна, как деятельности, роднят его с наукой?

можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты:

Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарност ь - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность -готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Общие черты дизайна и науки: Систематичность, Чувственность, Критичность, Преемственность, Общезначимость.

Эстетика как сфера ФИЛОСОФИИ

Как наука эстетика известна с XVIII века, а своим названием наука обязана немецкому просветителю Александру Готлибу Баумгартену (1714-1762), опубликовавшему в 1750 г. работу «Эстетика, предназначенная для лекций». Одним из создателей философской эстетики Нового времени по праву считают немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Его идеи, метод обоснования и исследования эстетических проблем оказали огромное воздействие на мировую эстетическую мысль и художественную практику XIX-XX вв.

Эстетика, не будучи наукой о нормах, между тем содержит в себе знания в известном смысле нормативного характера. В ее арсенале целая система типологических понятий - категорий, фиксирующих самые разные и наиболее существенные стороны проявления эстетической практики и сознания.

Эстетика продолжительное время развивалась преимущественно как философия прекрасного, но такое определение не охватывает всего спектра эстетических оценок и вне ее предмета остаются такие важные модификации эстетического, как преподнесенное, безобразное, трагическое, низкое, комическое, юмор, сатира, ирония, бурлеск, поэтому поиск определения предмета эстетики не прекращался.

Учитывая современные научные достижения и представления, можно говорить, что эстетика является наукой, предмет которой намного более широкий за прекрасное и не ограничивается искусством: она охватывает и изучает спектр эстетично-художественных ценностей, которые человек находит в окружающей действительности и создает сам, осваивая действительность специфическими средствами, прежде всего удовлетворяя искусством потребность в духовной целостности, гармонии и свободы. Г. Каган считает, что в такой трактовке эстетика представляется не только как "философия прекрасного", но и как "философия искусства", даже шире - "как философия художественной культуры"

Эстетика не только философия прекрасного, а философия чувственного восприятия человека.

Эстетика в анализе эстетических явлений, помимо традиционных для нее методов абстрактно - теоретического мышления, все чаще обращается к данным научных дисциплин, имеющим с ней смежный предмет исследования, таких, как социология, психология, семиотика, подвергая при этом философско-эстетической интерпретации их выводы и специфизируя применительно к своим задачам методы этих наук. Диапазон исследовательских возможностей в эстетике при этом значительно возрастает. Научному анализу становятся доступными не только результаты эстетического освоения человеком окружающей действительности, но и сам процесс эстетического отношения и эстетической деятельности, познание их сущности, структуры и функций.

12. Определение Эргономики как науки. 1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.2. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такиепонятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда,физиология труда, техническая эстетика, психология труда,инженерная психология.3. Эргономика - отрасль науки, которая изучает движениячеловеческого тела во время работы, затраты энергии ипроизводительность конкретного труда человека. Область примененияэргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочихмест, как производственных, так и бытовых, а также промышленныйдизайн.4. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучениеми созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономикаизучает движение человека в процессе производственнойдеятельности, затраты его энергии, производительность иинтенсивность при конкретных видах работ. Эргономикаподразделяется на миниэргономику, мидиэргономику имакроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является созданиетаких условий работы для человека, которые бы способствовалисохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижениюутомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения втечение всего рабочего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: