Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической практической деятельности, учение об этой системе.
«Метод» -- может трактоваться как:
· Система правил и приемов изучения явлений
· Способ достижения целей
· Совокупность приемов, операции и способов теор. Познания и практ. Преобразования действительности, достижения опр. Результатов
· Сознательный способ достижения результатов, осуществления опр. Деятельности, решения опр. Задач.
«Логос» -- учение, наука, знание.
· Таким образом, категория методология может иметь след. трактовки:
· Учение о науч. Методах познания
· Совокупность методов, применяемых в опр. Науках
· Учение о принипах построения, формах и способах познавательной деятельности
Функции методологии как учения:
1) Гносеологическая (описательная, познавательная) – выяснение структуры знания, закономерность познания о деятельности в опр области.
2) Аксиоматическая (ценностная, полезностная) – выявляет природу, сущность, иерархию ценности знаний для человека.
3) Праксеологическая (нормативная) – регулирует деятельность в опр области на основе правил, рекомендаций, указаний осуществления той или иной деятельности.
Уровни методологических знаний:
1. Высший абстрактный – включает мировоззренческую интерпретацию результатов познания, результатов анализа общих форм и методов мышления, его построение в иерархии категорий с точки зрения той или иной картины мира.
2. Общенаучная методология – охватывает общенаучные принципы, подходы и формы исследований:
· Структурный
· Функциональный
· Системный и др. подходы
3. Конкретно научная методология – совокупность методов и процедур, применяемая только в опр. отрасли науки.
4. Дисциплинарная методология – формы, методы, принципы, присущие научной дисциплине.
5. Специализированная – используется для достижения целей исследования и практич. Деятельности.
Состав элементов методологии как учения о способах организации деятельности по достижению целей исследований хозяйственных систем включает:
· Объект (закономерности, принципы)
· Предмет (система методологий или их комбинация)
· Проблемная область (противоречие между существующими и необходимыми способами достижения целей исследований хоз. систем)
· Системное описание = образ (система знаний об объекте исследования
· Исходные условия, предпосылки
· Понятийный, математический, концептуально-образный и др. аппараты учения
· Нормативная часть исследования (требования к методам и способам формирования спец. Прикладных исследований)
Структура общей методологии: