double arrow

Методы эмпирического уровня познания: наблюдение, эксперимент

МЕТОДЫ ЭМПЕРИЧ ПОЗНАНИЯ(наблюдение -восприятие свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Эксперемент -воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз и дает идентичный результат)

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий Э.). В связи с этим Э., как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Современная наука использует разнообразные виды Э.

• В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.— качественный Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления.

• Более сложен измерительный Э., выявляющий количеств. определённость каких-либо свойств объекта.

• Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э. Относясь к области теоретические знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории.

• С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального Э., в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников Э., с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию.

• Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

• Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Процесс наблюдения свойственен любому живому существу. Однако, для того, чтобы наблюдаемое явление стало объектом дальнейшего научного изучения, должны выполняться строгие требования к самому процессу наблюдения:

- Преднамеренность. Это значит, что наблюдение должно вестись для решения конкретной поставленной задачи;

- целенаправленность. Это требование означает, что внимание сосредоточено только на определенных сторонах явления;

- планомерность и систематичность.

Только при выполнении всех этих требований одновременно наблюдаемое явление становится научно зафиксированным фактом.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного движения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или более предметам или явлениям.

К сравнению также предъявляются два требования:

- сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать объективная сущность.

- для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (для данного явления) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя путями - непосредственным результатом сравнения (первичная информация) либо обработкой данных сравнения (вторичная информация).

Сравниваются объекты либо непосредственно между собой: качественная оценка, типа “больше меньше”, “громче тише”, либо с третьим предметом – “эталоном” (“шкалирование”). Такой вид сравнения называется измерением.

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транспортных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

- объект измерения;

- единица измерения, то есть эталонный объект;

- измерительный прибор;

- метод измерения;

- наблюдатель.

Измерения бывают прямые и косвенные. Прямые - результат получается непосредственно из самого измерения, косвенные - искомая величина получается математическим путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: