double arrow

Научная рефлексия и методология научных исследований

Науч. рефлексия и методология науч. исследования

Человек в восприятии мира отображает не только внешний мир, но и собственный внутренний мир, включая процессы познания.

Рефлексия – приобретенная сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и изучать самого себя как предмет исследования.

Рефлексия имеет большое значение для развития человека как рефлексирующего существа)))))))

Др. понятие трактует рефлексию как установку человеческого мышления, направляющую его на осмысление собственных форм и мотиваций в актуальных для этого ситуациях.

В отношении научной деятельности:

Рефлексия – стремление не просто к воспроизведению в знании реальности, но и к сознательному контролю за ходом, формами, условиями и основаниями процесса познания.

Рефлексия в науке – это способность науки постоянно обращаться к способу своего существования (принципам и методам, к осмыслению логики форм и предпосылок своего развития).

В настоящее время развитие рефлексии задается вопросами:

• Что представляет собой наука в развитии количественных и качественных характеристик?

• Каким способом существует наука как целостная система? (в аспекте внутренних закономерностей своего развития или в аспекте ее взаимодействия с внешними социальными факторами).

Уровни рефлексии науки: науковедческий, методологический и философско-методологический

Уровни рефлексии науки

Различают 3 уровня рефлексии науки:

1) Науковедческий (науковедение)

2) Методологический (методология)

3) Философско-методологический (философия науки)

Каждый из уровней существует относительно самостоятельно, т.е. имеет свой предмет, средства и методы изучения науки, исследовательские подходы и т.д.

В науковедении ставятся след. задачи:

• Систематизация и классификация научных принципов, методов и форм познания,

• Обобщение процессов дифференциации и интеграции научного знания,

• Анализ языка науки,

• Общая характеристика предмета, объекта науки и научного исследования.

В методологии науки внимание акцентируется на изучении способа существования науки при закономерностях и механизмах развития науки как целостности во взаимодействии со внешней социальной средой.

На философском уровне анализируются всеобщие методы и принципы познания и их применение в общенаучных исследованиях. Важнейшим вопросом здесь является анализ диалектического метода познания, который имеет всеобщий универсальный характер, охватывает высшие уровни абстрагирования в методологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: