Науч. рефлексия и методология науч. исследования
Человек в восприятии мира отображает не только внешний мир, но и собственный внутренний мир, включая процессы познания.
Рефлексия – приобретенная сознанием способность сосредотачиваться на самом себе и изучать самого себя как предмет исследования.
Рефлексия имеет большое значение для развития человека как рефлексирующего существа)))))))
Др. понятие трактует рефлексию как установку человеческого мышления, направляющую его на осмысление собственных форм и мотиваций в актуальных для этого ситуациях.
В отношении научной деятельности:
Рефлексия – стремление не просто к воспроизведению в знании реальности, но и к сознательному контролю за ходом, формами, условиями и основаниями процесса познания.
Рефлексия в науке – это способность науки постоянно обращаться к способу своего существования (принципам и методам, к осмыслению логики форм и предпосылок своего развития).
В настоящее время развитие рефлексии задается вопросами:
• Что представляет собой наука в развитии количественных и качественных характеристик?
• Каким способом существует наука как целостная система? (в аспекте внутренних закономерностей своего развития или в аспекте ее взаимодействия с внешними социальными факторами).
Уровни рефлексии науки: науковедческий, методологический и философско-методологический
Уровни рефлексии науки
Различают 3 уровня рефлексии науки:
1) Науковедческий (науковедение)
2) Методологический (методология)
3) Философско-методологический (философия науки)
Каждый из уровней существует относительно самостоятельно, т.е. имеет свой предмет, средства и методы изучения науки, исследовательские подходы и т.д.
В науковедении ставятся след. задачи:
• Систематизация и классификация научных принципов, методов и форм познания,
• Обобщение процессов дифференциации и интеграции научного знания,
• Анализ языка науки,
• Общая характеристика предмета, объекта науки и научного исследования.
В методологии науки внимание акцентируется на изучении способа существования науки при закономерностях и механизмах развития науки как целостности во взаимодействии со внешней социальной средой.
На философском уровне анализируются всеобщие методы и принципы познания и их применение в общенаучных исследованиях. Важнейшим вопросом здесь является анализ диалектического метода познания, который имеет всеобщий универсальный характер, охватывает высшие уровни абстрагирования в методологии.