Разработка композиционной структуры магистерской диссертации

Композиция диссертации – последовательность расположения основных частей диссертации.

Традиционно сложилась композиционная структура диссертационного произведения, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист - все экземпляры титульных листов диссертации подписываются магистрантом, научным руководителем и консультантом.

2. Оглавление содержит все заголовки диссертационной работы и страницы, с которых они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней разделов необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Нумерация заголовков производится с цифровыми номерами во всех ступенях, кроме первой.

3. Введение оформляется в виде развернутой аннотации подготовленной к защите диссертации.

Введение начинается с обоснования выбора темы, её актуальности, формулирования целевой установки, конкретных задач и методологических основ диссертации. Указываются объект и предмет исследования. Сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Здесь же отмечаются основные положения, выносимые на защиту.

4.Обзор литературы должен отражать состояние изученности выбранной темы.

Обзор литературы по теме должен показать умение магистранта систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять изученность темы.

Магистрант должен особо подчеркнуть те вопросы, которые остались неразрешенными, определяя свое место в решении проблемы. Обзор литературы должен привести к выводу, что именно данная тема до сих пор не раскрыта, (раскрыта частично, в другом аспекте) и нуждается в дальнейшей разработке.

5.Главы основной части подробно освещают и анализируют изучаемые явления и факты, описывают методику и технику самого исследования.

Особое внимание здесь обращается на обработку и систематизацию фактов. Факты собираются для решения поставленной задачи, количество собранных фактов должно быть оптимальным. Ход анализа фактов – это непрерывная часть частных выводов, которые, соединяясь, создают определенную картину.

Изучая предмет, рассматривая его элементы, ситуацию, магистрант непрерывно обобщает материал. Заголовки глав основной части должны состоять из ключевых слов, должны быть точными и краткими. В случаях, когда заголовок очень длинный и нужно точно передать содержащийся в нем смысл, вводят подзаголовок, который обычно заключают в круглые скобки.

6.Диссертационная работа заканчивается заключением, в котором отражается результат проведенного исследования. Полученный результат – это решение поставленной задачи, которое формулируется как выводы.

Заключение носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Выводы не должны подменяться механическим суммированием в конце глав, представляющих краткое резюме, а должны содержать то новое и существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые представляются в виде пронумерованных абзацев. Обязательно отмечается его научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.

При оценке фундаментальных исследований важно определить, насколько удалось приблизиться к решению основной задачи и есть ли возможность решить её полностью или частично, обоснован ли был выбор методов исследования и последовательность решения задач, в какой мере полученные результаты могут быть использованы на практике.

Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Важно указать, в чем заключался главный смысл диссертации, какие важные побочные результаты получены, какие встают новые научные задачи.

Заключение может включать в себя практические предложения, которые должны исходит из круга работ, проведенных лично диссертантом и внедренных на производстве.

Заключительная часть показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации её автора.

7. Библиографический список использованной работы составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу магистранта.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи магистерской диссертации. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты.

8. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации помещают в приложениях.

Магистерскую диссертацию при необходимости снабжают вспомогательными материалами, которые помещают после приложений или на их месте, если последние отсутствуют.

28. Разработка общего плана работы над магистерской диссертацией

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование позволяет надежно шаг за шагом познавать новые объективные закономерности во всей окружающей действительности.

Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация. Планирование его работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе как интуиции (предчувствия), так и предварительно разработанной версии (т.е. сообщения чего-либо в целях предварительного объяснения). Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках (или полосках бумаги). Это позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.

В состав рабочего плана желательно включать, помимо заголовков, выделенных отдельными строками, заголовки в подбор с текстом, заголовки ≈ внутритекстовые выделения (слова и словосочетания самого текста, обозначающие тему текстового отрывка). Это позволяет оценить, единообразно ли использованы мелкие заголовки в разных главах и параграфах диссертационного сочинения.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь

собранный фактический материал.

План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем магистранта соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект - это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы.

Магистранту после составления плана диссертационной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. При организационной очередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа

задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время

для выполнения каждой операции.

Из этого вовсе не следует, что надо пренебрегать второстепенными заданиями. Наоборот, стратегия и тактика научного исследования требуют, чтобы при концентрации внимания на выполнении основных разделов плана не упускались из поля зрения дополнительные стороны дела, то, что иногда неосмотрительно называют "деталями" или "мелочами".

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста. При составлении плана тщательно обдумывайте такие вопросы: что вам уже известно по разрабатываемой теме и что необходимо узнать. Затем решите, в каком порядке вы сделаете свои первые шаги.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности:

≈ рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;

≈ проводит систематические, предусмотренные расписанием'' беседы и консультации;

≈ оценивает содержание выполненной диссертации какпо частям, так и в целом;

≈ дает согласие на представление диссертации к защите. Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: