Структуризация решения проблемы и формулирование цели и задач исследований

Этап определения цели исследования. На основе объекта и предмета исследования определяется его цель. Цель исследования – это то, что в самом общем (обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования. Конечно, наиболее просто и логически правильно, во всяком случае, формально, сформулировать цель, как это нередко и делается, в короткой фразе: «цель – решить поставленную проблему исследования» (при условии, конечно, что проблема сформулирована грамотно и адекватно). Однако при таком формулировании цели исследователь берет на себя смелость утверждать, что полностью исчерпал проблему, и после него другим уже как бы будет делать в ней нечего. Однако всегда утверждать, что исследователь полностью решил проблему, наверное, рискованно. Но в любом случае подразумевается, что по завершении исследования должна быть как бы полностью решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами.

Следует отметить, что в научных работах по гуманитарным и общественным наукам, особенно на уровне кандидатских диссертаций, часто некорректность формулирования цели исследования возникает, когда определение намечаемого научного результата – нового научного знания, что должно быть основным итогом любого научного исследования, авторы задаются целями практическими. Такие цели, как: «совершенствование процесса...»; «повышение эффективности...» и т.п. – это не цели научного исследования. Научные результаты в дальнейшем, конечно, при определенных условиях (внедрение и т.п.) могут стать основой для «повышения эффективности...» и т.д., но это нельзя ставить как цель исследовательской работы. И даже такая формулировка, как «разработать научно-обоснованные рекомендации...», может, очевидно, выступать лишь как сопутствующая, вспомогательная, но не основная цель исследования, а, скорее, даже как одна из задач, способствующая повышению практической значимости исследования.

Этап определения задач исследования. Как известно, под задачей понимается данная в определенных конкретных условияхцель деятельности. Таким образом, задачи исследованиявыступают как частные, сравнительно самостоятельные целиисследования в конкретных условиях проверки сформулиро-ванной гипотезы. Задачи исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов.

Вариант первый – более простой и не строгий, хотя и допустимый, например, в практике оформления кандидатскихдиссертаций – задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Но, вообщеговоря, это не научные задачи как таковые, а скорее процессуальные компоненты исследования. Они формулируются вглаголах: «изучить», «проанализировать» и т.п. В этом случаечетко просматривается этапная, временнaя структура построения задач исследования – каждая следующая задачаможет решаться только на основе решения предыдущей.

Второй вариант, более сложный и строгий в научномплане и более предпочтительный: задачи формулируютсятоже как относительно самостоятельные, законченные частиисследования. Но здесь такая временная последовательность,как в предыдущем случае, прямо не просматривается. Задачитут выступают как необходимость решения отдельных под-проблем по отношению к проблеме исследования и как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные, естественно, в конкретных условиях,налагаемых сформулированной гипотезой исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: