Для нейтрализации внешних эффектов общество может предложить и другие меры. В частности, административно-законодательный контроль со стороны государства, а также косвенное вмешательство государства через рыночные стимулы воздействия на производителей внешних эффектов.
Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
/. Установление стандартов по вредным выбросам. Это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Недостатки:
• стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;
• не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;
• стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
2. Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.
3. Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.
На рис.11.5. кривая D - это спрос на выброс отходов (например, кг в день); кривая S1 - это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыночная цена лицензии установится на уровне Р1. Если часть купленных лицензий будет выведена из оборота (например, их купят «зеленые»), то предложение переместится в положение S2, а цена лицензий вырастет до Р2 за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов с Q1 до Q2:
| S1 |
| P |
S2
Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов. |
| Р2 |
| Р1 |
| > |
| Q2 |
| Q1 |
| Q |
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ
Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 г. По состоянию на 26 марта 1999 года Протокол был ратифицирован 181 страной мира (совокупно ответственными за более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет, до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Страны Приложения В Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (СО2, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороы, N20, 8Рб) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
• Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
• Япония и Канада — на 6 %
• Страны Восточной Европы и Прибалтики— в среднем на 8 %
• Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:
• торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
• проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
• механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение-1, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК. Механизмы гибкости были разработаны на 7-1 Конференции сторон РКИК (СОР-7), состоявшейся в конце 2001 года в Маррокеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (МОР-1) в конце 2005 года.
Киотский протокол вступил в силу для Беларуси 24 ноября 2005 года.______
Рис. 11.5. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов. 





