Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.
Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным общественным, или социальным издержкам (выгодам).
Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализа- цией понимается превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.
Представим, что химический я пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие, При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.
|
|
Точно так же, если вы "достаете" свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение её йолезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.
Однако интернализация далеко не всегда возможна или желательна. В использованном выше примере нет смысла объединяться химическому и пивоваренному заводам (если, конечно, не считать саму интернализацию, которая никогда не была бы главной причиной объединения). В некоторых случаях объединение двух производств может грозить потерей эффективности за счет отрицательной экономии от масштаба. Что касается примера с соседкой, невозможно создать семью со всеми людьми, с которыми вас связывают внешние эффекты..._____________________________________
Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.
Первым, кто предложил использовать налоги и субсидии в качестве средств корректировки расхождений между общественными и частными предельными издержками, был английский экономист Артур Сесиль Лигу.
|
|
Биографическая справка
Пигу Артур Сесиль (1877-1959 гг.), английский экономист, ученик и последователь А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, по его окончании изучал теоретические проблемы под руководством А. Маршалла. После ухода Маршалла из университета в 1908 г. руководил кафедрой политической экономии и возглавлял ее до 1943 г.
В 1918-1919 гг. член валютного комитета, в 1919-1920 гг. член королевской комиссии по подоходным налогам, в 1924-1925 гг. член комитета Чемберлена по вопросам денежного обращения, отчет которого привел к восстановлению на короткое время золотого стандарта в Великобритании. Исследовал проблемы тарифной политики, цикла, занятости, промышленного производства, государственных финансов. Пигу - автор многочисленных научных работ: «Экономика стационарных состояний», «Занятость и равновесие», «Колебания промышленной активности» и др. Уже первое издание работы Пигу «Экономика благосостояния» (1920 г.), опубликованное в 1912 г. под названием «Богатство и благосостояние», содержит зачатки будущей «теории государства всеобщего благосостояния». Разработка Пигу концепции «экономики благосостояния» выдвигала идею о необходимости государственного вмешательства в экономическую жизнь общества. Безработицу он трактовал как следствие высокого уровня зарплаты рабочих. Пигу ввел в научный оборот понятие «национальный дивиденд». Он выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, увязывая спрос как функцию цены с предельной полезностью блага. Пигу отрицал государственное вмешательство в сферу ценообразования и перераспределения ресурсов._
Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных:
МSВ = МSС при Т = МЕС
Рис. 11.3. Корректирующий налог Пигу. |
Ставка налога (Т) равна внешним издержкам при общественно оптимальном объеме выпуска (Q2). Введение налога на рисунке 11.3 показано через смещение влево-вверх кривой МРС в положение (МРС+Т). Этот налог побудит предприятие учитывать внешние издержки (МЕС) и ограничивать выпуск продукции до общественно оптимального.
Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным: '
МSВ = МSС при S = МЕВ
Если корректирующий налог увеличивает предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая субсидия (8), увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.
На рисунке 11.4. это показано через смещение вправо-вниз кривой М8С в положение (МSС+S). В результате производитель положительного внешнего эффекта получает субсидию, позволяющую ему производить оптимальный объем выпуска продукции Q2 по более низкой цене РЗ.
Рис. 11.4. Корректирующая субсидия производителям. |
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов по следующим причинам:
1) в реальной практике трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды;
2) размеры ущерба определяются, как правило, весьма приблизительно;
3) корректирующие налоги не всегда достигают поставленной цели.