БИЛЕТ 13. Основные цели внешней политики США в 1945-1952 гг. и их реализация

К концу 2МВ ВС США находились в ЗЕ (зап. часть Германии и Австрии, оккупировали Японию, занимали Филиппины и ряд других островов в Тихом океане, в Китае и южной Корее. Западная Европа Изоляционизм стал утрачивать позиции в политической жизни. США полагали, что должны сыграть лидирующую роль в создании новых международных институтов для стабилизации валют, смягчения финансовых кризисов и стимулирования мировой торговли, т.к. вступили в послевоенный мир с преобладанием в экономике и финансовой сфере. В 1944 г. конференция в Бреттон-Вудсе - решение о создании МВФ, МБРР, потом ГАТТ (1947). США видели послевоенный мир как торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, как мир с англосаксонским преобладанием. В начале 1946 г. «доктрина сдерживания» - удержание СССР жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести. Ключевая идея: не провоцировать СССР, но демонстрировать твердость. 5 июня 1947 г. речь госсекретаря Маршалла, цель его плана - стабилизация социально-политической ситуации в ЗЕ, включение Западной Германии в западный блок и уменьшение влияния СССР в ВЕ, т.к условие – убрать коммунистов из состава правительств. Осуществление плана М внесло вклад в стабилизацию и консолидацию европейского капитализма, широкое внедрение в Европе американских методов организации производства, повышение производительности труда и создало предпосылки для образования политического союза. 11 июня 1948 г. сенат США принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую администрацию в мирное время заключать военно-политические союзы вне американского континента. Это было пересмотром принципа изоляционизма. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, Дании, Исландии, Норвегии и Португалии, создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». 14 апреля 1950г. директива СНБ 68 (СССР - «тотальный враг» США, нет концу кризисной конфронтации, пока не произойдет изменений в характере советской системы, США должны осуществлять противодействие советской экспансии с помощью нажима на СССР «с позиции силы», т.о. для последующей политики США необходимо наращивание ядерного арсенала и помощи союзникам в ЗЕ. Концепция «отбрасывания коммунизма», в мае 1952 г. в статье Дж.Ф.Даллеса, идея – оказание на СССР и другие соцстраны давления посредством угрозы применить массированный ядерный удар. Имелось в виду, что коммунистические власти «из страха» перед Вашингтоном станут проводить менее репрессивную политику в отношении своих граждан Лат. Америка В августе-сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро межамериканская конференция МИД, подписан Межамериканский договор о взаимной обороне (коллективная оборона и меры по борьбе с косвенной агрессией; важный шаг на пути создания западного военно-политическогот блока). Апрель 1948 г – создание ОАГ. (США и страны Лат Америки). АТР Весной 1948 г. генерал Д.Макартур высказал мнение, что внутри «Тихоокеанского периметра безопасности» находятся архипелаг Рюкю, Япония и Алеутские острова. Корея и Тайвань не вошли. 12 января 1950 г. госсекретарь Д.Ачесон изложил официальное понимание «тихоокеанского периметра» и тоже не включил Корею и Тайвань. Корейская война ускорила поляризацию по оси «США – СССР». Обе державы напуганы возможностью прямого столкновения друг с другом. Военные действия в Корее подхлестнули гонку вооружений. Более интенсивно пошел процесс формирования и укрепления противостоявших военно-политических блоков. Япония. Американская оккупационная администрация настойчиво проводила линию на демилитаризацию, демократизацию и декартелизацию Японии. Новая конституция страны (1947) предусматривала отказ от войны как средства национальной политики и от формирования регулярной армии. В сентябре 1951 г., был подписан Договор безопасности, предоставивший США право размещать ВС в Японии, она включена в орбиту США, которые заметно усилили свое влияние в АТР. 1 сентября 1951 г., Австралия, НЗ и США подписали в Сан-Франциско Тихоокеанский пакт, военный союз АНЗЮС, консультации в случае угрозы нападения и совместные военные действия при нападении на территорию, суда и самолеты одного из участников в районе Тихого океана.

Формирование и развитие западноевропейской интеграции, 1951-1975 гг. Интеграция -процесс объединения государств в эконом, полиической, военной и других сферах с элементами наднациональности. Послевоенная Западная Европа вынуждена была искать свое собственное место в ЯПС, двумя полюсами которой стали СССР и США. Факторы, способствовавшие западно-европейской интеграции. 1) высокая зависимость от внешних рынков и международных условий воспроизводства 2) сходство экономических структур3)территориальная близость4)после создания СЭВ и отказа восточной Европы от рынка, необходима была интенсификация взаимного сотрудничества.5)стремление укрепить свои позиции на мировом рынке в борьбе с мощным конкурентом США6)компенсация развала колониальной системы.7)противодействие СССР и коммунизму Были возможны 2 пути интеграции:1)военно-политическое объединение с участием ФРГ (План Плевена, проект ЕОС с наднациональными политическими и воен­ными структурами. Договор о ЕОС подписан в январе 1952 г., в августе 1954 г. французский парламент отказался ратифицировать) 2)начать с экономической интеграции, а затем включить политические институты, этот план сработал 18 апреля 1951 на 50 лет в Париже был подписан договор об учреждении ЕОУС (ФРГ, Франция, Италия, Бенилюкс). Основоположники – французский экономист Моннэ и МИД Франции Шуман. В рамках ЕОУС отменялись импорт и экспорт пошлины, квоты в торговле углем, железной рудой и сталью. Наднациональный институт. Его рабочими органами стали верховный орган, совет министров и ассамблея, которая формировалась как путем делегирования депутатов из состава парламентов стран-участниц, так и через прямые выборы. Причем внутри ассамблеи депутаты организовывались не по страновому, а по партийному принципу – свои фракции образовывали социал-демократы, католики и либералы и т.д., представлявшие все государства ЕОУС. Совет министров состоял из министров иностранных дел или министров экономики соответствующих стран. Во многих случаях он принимал решения большинством голосов, при условии, что в состав большинства входят голоса делегатов страны, дающей не менее 20% стоимости продукции ЕОУС. Фактически это означало, что ни одно ключевое решение нельзя было принять вопреки мнению Франции и ФРГ. Учредительные документы ЕОУС провозглашали его субъектом международного права. ЕОУС - первое в истории подлинно интеграционное объединение. В марте 1957 года 6 стран подписывают два Римских Договора – ЕЭС и Евроатом. Важным является создание ЕЭС, т.к. договор подразумевал создание общего рынка, где будет свободное движение товаров, лиц, услуг, капиталов. Цели ЕЭС: снятие всех ограничений в международной торговле, общий таможенный тариф, ликвидация ограничений для свободного передвижения лиц, услуг, капитала, общая политика в с/х и транспорт, унификация налоговых систем, сближение эконом законодательства и тд. ФРГ считала, что достигнутый уровень экономического сотрудничества в рамках ЕЭС нужно дополнить политическим взаимодействием на наднациональной основе, как то в принципе было предусмотрено Римским договором 1957 г. Несогласие Парижа. С 1 января 1966 г., по Римскому договору, решения в ЕЭС принимались большинством голосов, а не консенсусом, по вопросам с/х политики Франция была в меньшинстве, кризис доверия, представители Франции бойкотировали работу в органах ЕЭС. Париж боялся наднациональной интеграции, опасаясь потерять в ней свою независимость. Конфликт с Францией не входил в планы стран «шестерки». Люксембургский компромисс - январь 1966 г. встреча МИД в Люксембурге - компромиссное соглашение - решения в ЕЭС будут приниматься, как и предусмотрено Римским договором, большинством голосов, а наиболее важных вопросов интеграционной политики методом консенсуса, Кризис преодолен, и ЕЭС развивалось. С 1967 г., когда был завершен начатый в 1965 г. процесс слияние рабочих органов трех сообществ (ЕОУС, Евратома и ЕЭС) в одно целое, возникло единое Европейское сообщество (ЕС ). 1 июля 1968 г. страны ЕС официально провозгласили создание единой торговой зоны для промышленной продукции шести стран и ввели общий таможенный тариф в торговле промышленными товарами с третьими странами. В 1969 г. завершился первый этап западноевропейской интеграции, как то было предусмотрено Римским договором в 1957 г. Его главная изначальная цель – создание за 12 лет общего рынка – была во многом достигнута. Внешнеторговый союз шести стран был создан. Расширение ЕС 1960г - ВБ, Австрия, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, не захотевшие передавать часть своих суверенных прав наднациональным органам образовали свое объединение – ЕАСТ. В 1961г. ВБ. Ирландия и Дания подали заявку на участие в ЕЭС. Де Голль дважды блокировал вступление ВБ (троянский конь США) – в 1963 и 67. С 1 января 1973 вступили ВБ, Дания, Ирландия. Структура ЕС Главные управляющие органы - Совет министров и Комиссия европейских сообществ. Совет министров состоял из министров иностранных дел и экономики стран-членов, занимался координацией политик отдельных государств и имел право принимать решения – либо методом консенсуса, либо большинством голосов. Комиссия европейских сообществ состояла из делегатов, направляемых странами по принципу компетентности каждого делегата сроком на четыре года. Следила за исполнением положений подписанных договоров и имела право давать экспертные заключения и рекомендации по конкретным вопросам. Члены Комиссии с момента своего вхождения в нее становились юридически независимыми от «своих» правительств. Европейский парламент не избирался напрямую (до 1979 г.), а формировался из депутатов, делегируемых каждой из стран сообщества. В 1973 г. на совещании в Копенгагене французская делегация предложила создать новую европейскую структуру – Европейский совет, который стал бы местом регулярных встреч высших руководителей стран сообщества. В 1974 г создан, но не был включен в структуры рабочих органов Европейского сообщества и остался самостоятельным образованием. Вследствие заданного для него высокого уровня представительства стал приобретать роль важнейшего политического органа. Стал решать такие вопросы, как установление параметров Европейской валютной системы, создание Европейского фонда развития и Европейского культурного фонда. Фактически Европейский совет стал главным органом западноевропейской интеграции, важнее, чем Совет министров и Комиссия ЕС.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: