План урока.
- Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
- Изучение нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
- Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).
- Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Введение в тему. (Стадия вызова).
Учитель. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).
Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.
– В чем же состояла эта реальность?
– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.
Презентация, слайд 1.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?
Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:
- Перевод страны на мирные рельсы.
- Восстановление экономики СССР.
Презентация, слайд 2.
Задание учащимся. На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.
Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.
Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»
Презентация, слайд 3.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.
План изучения нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
- Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.
Презентация, слайд 4.
Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:
- особенности восстановления экономики СССР;
- социальные последствия процесса восстановления;
- итоги экономического развития к 1953 г.,
- источники послевоенного восстановления.
А также ответить на следующие вопросы:
- Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
- Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?
Презентация, слайд 5.