Косыгинская реформа» начала осущ. с осени 1965 г. Вместо совнархозов было создано 29 союзных и союзно-республиканских министерств. Эта мера возвратила реальную экон=ю власть союзной бюрократии, ставшей надежной опорой режима. Их союз еще более укрепился в 1967 г., когда Совет Министров утвердил «Общие положения о министерствах СССР», = админ=е и экон=е полномочия ведомств - увеличены. Такая ситуация объективно усиливала заложенное в реформе противоречие м/у самост-ю предприятий и политикой центральных ведомств.
На новую систему хоз-я в первом полугодии 1966 г. было переведено 243 высоко рентабельных предприятия, гл. о. легкой и пищевой пром-ти. Постепенная активизация экон-х механизмов на протяжении 8 пятилетки (1965—1970) + эффект: на некоторое время прекратилось падение темпов пром-го произ-ва, а пятилетка в целом стала одной из самых удачных за годы сов-й власти. проявлялись и + моменты вертикального управления, выражавшиеся в централизованных инвестициях, импорте западного оборудования и технологий. Настроительство в к. 1960-х — нач. 1970-х Волжского автомобильного завода в рамках совместного соглашения с итальянской фирмой «Фиат».
|
|
Однако это был лишь временный эффект. Основным препятствием - устаревшая система ценообразования, убыточными - угольная отрасль, производство пищевых продуктов. Другой стороной админ=го ценообразования стал рост оптовых цен, которые только в машиностроении в 1966—1970 гг. увеличились на треть. В =» зарплата росла быстрее производительности труда, что увеличивало бюджетный дефицит.
Не оправдала себя и ставка на стимулирование предприятий через поощрительные фонды. Премирование рабочих происходило в отрыве от реального личного вклада в произ-й процесс и было не особенно существенно в материальном выражении. Строительство жилья и других объектов «соцкультбыта» (детских садов, профилакториев, санчастей, клубов и т.п.) даже при наличии средств зачастую упиралось в дефицит строительных материалов.
В этих условиях не дали эффекта и меры сов. Рук-ва по переводу экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития на основе развертывания НТР. Хотя практически ежегодно принимались Постановления партии и прав-ва о научно-техн-м прогрессе, эффективность произ-тва и произв-ть труда росли очень медленно.
Отрицательную роль играла нарастающая милитаризация экономики. Все исследования, не носившие военно-прикладного хар-ра, игнорировались. Те же технические разработки, которые появлялись в оборонных исследованиях, засекречивались и не находили применения в гражд-й пром-ти. Все это тормозило внедрение достижений науки и техники в произ-во. Освоение новых технологий и изделий затягивалось на десятилетия, в то время как на Западе на это уходило несколько лет.
|
|
Сущ-я система управления и стимулирования произ-ва подрывала стимулы к высокопроизвод-му кач-му труду, губительно отражалась и на фундаментальных научных разработках. Над наукой и исследованиями был установлен мелочный контроль. в нач. 80-х годов, начались подготовительные работы по переброске части стока северных рек в реку Волга, а также поворота сибирских рек в Средю Азию и Казахстан.