Реформа в промышленности и на транспорте

Косыгинская реформа» начала осущ. с осени 1965 г. Вместо совнархозов было создано 29 союзных и союзно-республиканских министерств. Эта мера возвратила реальную экон=ю власть союзной бюрократии, ставшей надежной опорой режима. Их союз еще более укрепился в 1967 г., когда Совет Министров утвердил «Общие положения о мини­стерствах СССР», = админ=е и экон=е полномочия ведомств - увеличены. Такая ситуация объективно усиливала заложенное в реформе противоречие м/у самост-ю предприятий и политикой центральных ве­домств.

На новую систему хоз-я в первом полугодии 1966 г. бы­ло переведено 243 высоко рентабельных предприятия, гл. о. легкой и пищевой пром-ти. Постепенная активизация экон-х механизмов на протяжении 8 пятилетки (1965—1970) + эффект: на некоторое время пре­кратилось падение темпов пром-го произ-ва, а пяти­летка в целом стала одной из самых удачных за годы сов-й власти. проявлялись и + моменты вертикального управления, выражавшиеся в централизованных инвестициях, импорте западного оборудования и технологий. Настроительство в к. 1960-х — нач. 1970-х Волж­ского автомобильного завода в рамках совместного соглашения с итальянской фирмой «Фиат».

Однако это был лишь временный эффект. Основным препятствием - устаревшая система ценообразования, убыточными - угольная отрасль, производство пищевых продуктов. Другой сто­роной админ=го ценообразования стал рост оптовых цен, ко­торые только в машиностроении в 1966—1970 гг. увеличились на треть. В =» зарплата росла быстрее производительности труда, что увеличивало бюджетный дефицит.

Не оправдала себя и ставка на стимулирование предприятий через поощрительные фонды. Премирование рабочих происходило в отрыве от реального личного вклада в произ-й процесс и было не особенно существенно в материальном выражении. Строительство жилья и других объектов «соцкультбыта» (детских садов, профилакто­риев, санчастей, клубов и т.п.) даже при наличии средств зачастую упиралось в дефицит строительных материалов.

В этих условиях не дали эффекта и меры сов. Рук-ва по переводу экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития на основе развертывания НТР. Хотя практически ежегодно принимались Постановления партии и прав-ва о научно-техн-м прогрессе, эффективность произ-тва и произв-ть труда росли очень медленно.

Отрицательную роль играла нарастающая милитаризация экономики. Все исследования, не носившие военно-прикладно­го хар-ра, игнорировались. Те же технические разработки, которые появлялись в оборонных исследованиях, засекречива­лись и не находили применения в гражд-й пром-ти. Все это тормозило внедрение достижений науки и техники в произ-во. Освоение новых технологий и изделий затягива­лось на десятилетия, в то время как на Западе на это уходило несколько лет.

Сущ-я система управления и стимулирования про­из-ва подрывала стимулы к высокопроизвод-му ка­ч-му труду, губительно отражалась и на фундаменталь­ных научных разработках. Над наукой и исследованиями был установлен мелочный контроль. в нач. 80-х годов, начались подготовительные работы по переброс­ке части стока северных рек в реку Волга, а также поворота сибирских рек в Средю Азию и Казахстан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: