Тема: Решение психолого-педагогических задач и моделирование образовательных и педагогических ситуаций

Цель: Развитие профессионально-творческого мышления будущих учителей, формирование у них потребности в овладении основами педагогического мастерства в процессе решения образовательных и педагогических задач.

Опорные понятия: образовательная и педагогическая задача, педагогическая ситуация, моделирование, педагогическое воздействие, педагогические умения, стратегические, тактические, оперативные задачи воспитания, этапы решения педагогических задач.

Педагогический словарь:

Образовательная (педагогическая) задача- это результат осознания педагогом цели образования (воспитания) и реальных условий ее достижения.

Педагогическая ситуация- это совокупность условий, в которых учитель ставит

педагогические цели и задачи, принимает и реализует педагогические решения.

Моделирование- процесс построения и исследования моделей.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие образовательной и педагогической задачи.

2. Классификация образовательных и педагогических задач.

3. Этапы решения педагогических задач.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- Спб,2001. Глава VII.

2. Спирин Л.Ф.,СтепинскийМ.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа.- Ярославль,1985.

3. Психолого- педагогический практикум.- под ред. В.А. Сластенина.- М.,2005.

4. Титова Е.В. Если знать, как действовать.-М.,1993.- С.63-84.

Дидактический материал к занятию:

Классификация педагогических задач по заложенным воспитательным перспективам и способам решения: стратегические, тактические, оперативные.

Классификация педагогических задач по характеру воздействия на учащихся:

- задачи педагогической диагностики;

- задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учащихся;

- задачи по выбору приемов и методов воздействия на учащихся;

- задачи по организации деятельности учащихся;

- задачи по формированию общественного мнения коллектива;

- задачи по переориентации учащихся;

- задачи по закреплению привычки, интереса;

- задачи по развитию самостоятельности;

- задачи на развитие и проявление творчества;

- задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

- задачи по педагогическому стимулированию;

- задачи по самовоспитанию.

Этапы решения педагогических задач:

1й этап. Постановка педагогической задачи. Постановку педагогической задачи можно представить как решение самостоятельных частных задач: педагогической диагностики, педагогического целеполагания, определения исходных условий и проблемы решения педагогической задачи.

2й этап. Проектирование способа педагогического воздействия. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

- выбор способа достижения педагогической цели;

- проектирование деятельности воспитанников как объектов воспитания, субъектов непреднамеренного педагогического воздействия и субъектов воспитания;

- проектирование профессиональной деятельности субъектов воспитания;

- проектирование учебно- воспитательной информации;

- составление плана решения педагогической задачи.

3й этап. Осуществление плана решения задачи на практике.

На данном этапе осуществляется:

- обучение воспитанников, сообщение им необходимой учебно- воспитательной информации, необходимой для стимулирования их деятельности;

- педагогическое руководство как система непосредственных воздействий на воспитанников, целесообразное управление их деятельностью;

- согласование своей деятельности с деятельностью других воспитателей;

- материально- техническое обеспечение учебно- воспитательного процесса.

4й этап. Анализ результатов решения.

Частные задачи этапа включают:

- анализ практических итогов деятельности объектов воспитания;

- изучение объектов воспитания и их деятельности в процессе педагогического воздействия и в результате его с целью определения факта достижения педагогической цели, а также диагностики нового состояния объектов воспитания;

- анализ способа достижения цели и его оценка на основе информации, полученной в результате решения предыдущих задач данного этапа;

- анализ субъектом воспитания своей деятельности в процессе решения задачи, обобщение опыта, постановка задач профессионального самообразования и самовоспитания.

Задания к занятию:

1. Какие знания и умения, приобретенные на предыдущих занятиях практикума, помогут вам в достижении цели данного занятия?

2. Как вы считаете, почему важно мысленно представлять себе то или иное педагогическое явление, ставить себя в положение воспитанника и воспитателя?

3. Существует взгляд, согласно которому квалифицированного педагога можно подготовить лишь при условии, если, обучаясь в вузе, студент «испытает свои силы» во всех или почти во всех видах и разновидностях педагогического труда. Выскажите собственную точку зрения по поводу данного утверждения.

4. Решение педагогических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: