В институт, домой, на работу, маме, знакомым, Ринату, в деревню, детям, родственнику, на вопрос, в Набережные Челны, на стул, собаке.
4. Төшем килеше (винительный падеж) — кемне? (кого?), нәрсәне? (что?) и выражает прямой объект действия с оттенком определенности. Имеет аффиксы -ны/-не. Например: китап ны, кыз ны, әни не.
Упражнение №17. Допишите аффиксы. Переведите.
Кемне? – кыз..., балалар..., әни..., туганнар..., сеңелем..., ирең..., бабай...
Нәрсәне? – эш..., китап..., фатир..., бу дәфтәр..., теге машина..., бу мәктәп..., кул..., теге сумка...
Упражнение №18. Переведите.
Эту дверь, посуду, моего мужа, ребенка, улицу, дорогу, девушку, вашего сына.
5. Чыгыш килеше (исходный падеж) — кемнән? (от кого? с кого? у кого?), нәрсәдән? (от чего? из чего? с чего?) кайдан? (откуда?). Исходный падеж обозначает откуда или с какого времени происходит движение, действие, откуда извлекается или из чего сделан предмет. Показателем исходного падежа являются аффиксы –дан/-дән, -тан/-тән, -нан/-нән. Например: Чаллы дан, Казан нан, Әлмәт тән, институт тан, эш тән, өй дән, китап тан, алтын нан, өстәл дән, урам нан.
|
|
Упражнение №19. Допишите аффиксы. Переведите.
Кемнән? – укытучы..., әти..., табиб..., халык..., туган..., энем..., дустың...
Нәрсәдән? Кайдан? – бакча..., җир..., урындык..., Казан..., дәрес..., урын..., кием..., елга..., эш..., Чаллы...
Упражнение №20. Переведите. Составьте с ними словосочетания.
Из деревни, у мальчика, от бабушки, со стола, из института, с урока, из Татарстана, у твоего мужа, из золота, от моего брата.
6. Урын-вакыт килеше (место-временной падеж) — кайда? (где?), кемдә? (у кого? на ком?), нәрсәдә? (на чем? в чем?), ничәдә? (во сколько?). Обозначает местонахождение предмета или времени, к которому относится действие или состояние. Имеет аффиксы -да/-дә, -та/-тә. Например: шәһәр дә, эш тә, Чаллы да, институт та, урам да, өстәл дә, күрше дә, кибет тә.
Упражнение №21. Допишите аффиксы. Переведите.
Кемдә? – малайлар..., халык..., туганнар..., әби..., күршеләр..., егет..., без...
Нәрсәдә? Кайда? – идән..., урман..., ут..., эш..., мәйдан..., баш..., авыз..., уен..., шәһәр..., йөрәк...
падежи | аффиксы | вопросы | примеры |
Б.к. | — | кто? что? | әни, өстәл |
И.к. | -ның /-нең | чей? кого? чего? | әнинең |
Ю.к. | -га/-гә -ка/-кә | (к) кому? (к) чему? куда? на что? во что? | әнигә, эшкә |
Т.к. | -ны/-не | кого? что? | әнине, эшне |
Ч.к. | -дан/-дән -тан/-тән -нан/-нән | от кого? у кого(берут)? с кого? от чего? из чего? откуда? | әнидән, эштән, урамнан |
У-в.к. | -да/-дә -та/-тә | где? у кого? на чем? в чем? | әнидә, эштә |
Упражнение №22. Определите падеж существительных и переведите их на русский язык.
|
|
Урамга, китапны, өстәлдән, эштә, өйгә, мәктәпне, кибеттән, бүлмәләрдә, урындыкка, кулны, дәфтәрдән, кызны, авылга, шәһәрдә, сорауга, балаларны, күршеләрдән, китапта, эшкә, кешеләрдән.
Упражнение №23. Переведите на татарский язык и составьте с ними словосочетания (предложения).
В институте, с работы, домой, эту комнату, на улице, со стола, в город, на стуле, из Казани, эту книгу, в магазин, в Набережных Челнах, сестре, у мальчика, на работе, из института, с улицы, в шкаф, в сумке, эту тетрадь.
(барырга, йөрү, уку, кайту, җыештыру, утыр, ал, яши, чыгу, керү, куй, бар, бир)