Предлагая ребятам новую игру, надо ее объяснить. Лучше это сделать в кругу, причем объясняющему стоять нужно на линии круга, а не в центре — тогда половина слушающих не окажется за спиной говорящего.
Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:
1. Название игры и краткая характеристика, например: в этой игре важна не столько скорость бега, сколько наблюдательность.
2. Роли играющих, их исходное положение.
3. Ход игры и цели, к которым стремятся играющие.
4. Чем заканчивается игра.
5. Подведение итогов. Еще раз четко сформулируйте правила, чтобы все участники их твердо запомнили.
6. Спросите, все ли понятно в игре ее будущим участникам, покажите при необходимости отдельные моменты и приемы игры, договоритесь о сигналах начала и остановки игры (свисток, словесная команда, взмах флажком или рукой, начало или прекращение музыкального сопровождения и др.).
Водящего, который нужен во многих играх, можно выбрать несколькими способами:
• по собственному желанию одного из играющих;
• по выбору большинства;
• по назначению руководителя;
• по жребию или считалке;
• по результатам предыдущей игры или специального состязания в каком-либо умении (метать палку на дальность, камень в цель, ответить на вопрос и др.); заранее договоритесь, кто станет водящим — выигравший или, наоборот, проигравший.
Иногда водящими бывают все по очереди. В некоторых играх проводится предварительное состязание.
Формирование команд. Выбор водящего
Для командных игр требуется распределить участников по командам (если нет постоянного состава команд, как в спортивных играх). Часто ребята сами делятся на команды, но иногда предоставляют право выбирать игроков капитанам команд, причем очередь переходит от одной команды к другой. Есть и другие способы разбивки на команды: складывание разрезанных открыток, объединение играющих по знакам зодиака, по цветам розданных карточек и т. д.
Если игроки мало знают друг друга, то распределение проводит руководитель по своему усмотрению или путем расчета игроков на «первый-второй-третий». Последний способ наиболее быстрый, но может привести тому, что команды окажутся неравными по силе.
Капитанов команд, судей и помощников выбирают сами ребята или назначает по своему усмотрению руководитель.