Особенности физического развития:
• начинается процесс полового созревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);
• учащается сердцебиение;
• чаще появляется головная боль;
• склонны к конфликтам со сверстниками, взрослыми, родителями, хотя в контакт с другими вступают легко;
• стремятся «испытать» себя, стремятся к активной практической деятельности;
• увлекает совместная коллективная деятельность;
• легко и охотно выполняют поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;
• далекие цели и перспективы не увлекают так же, как и неконкретные поручения, отвлеченные беседы;
• неудача вызывает резкую потерю интереса к делу;
• успех вызывает эмоциональный подъем.
При этом девочки более спокойны, рассудительны, послушны, любят общественные дела. Мальчики энергичны, непоседливы, более эмоциональны, уклоняются от общественных дел, настойчиво ищут пример для подражания.
Рекомендации по организации и проведению игр:
• подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
|
|
• некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
• объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
Воспитатель (вожатый) играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, воспитатель (вожатый) не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).