Проблема готовности дошкольников к обучению в школе

В.А. Кулганов Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящеевремя это обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально – волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышениеэффективности обучения, благоприятное профессиональное становление вомногом определяются тем, насколько верно учитывается уровеньподготовленности дошкольников к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению– многокомпонентное образование, которое требует комплексныхпсихологических исследований. Первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и зарубежными заключаются в следующем: - выявить в каком возрасте лучше начинать обучение, - когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье. Ученые считают что, дифференцированный подход как социально –образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младшихшкольников. Он будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается насовременном этапе развития психологии как комплексная характеристикаребенка. Она раскрывает уровни развития психологических качеств,являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностейребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход ксистематическому, организованному школьному обучению. В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьномуобучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса сочетаются теоретические построения, с одной стороны,практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,памяти, восприятия и других психических процессах. Поступающий в школу дошкольник должен обладать определенными признаками: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическомумышлению и так далее. Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость ипочти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка. Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении сдетьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностямдетских групп, а также со способностью взять на себя социальную рольшкольника в общественной ситуации школьного обучения. Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований,можно сделать вывод, что основное внимание первых направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано натеорию вопроса. В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическоеисследование проблемы готовности к школе. Важным аспектом в вопросе исследования школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. Составными её компонентами являются: - мотивационная (личностная), - интеллектуальная, - эмоционально – волевая. Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. В этом плане были выделены две группы мотивов учения:1. Широкие социальные, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.2. Связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе,учителям и учебной деятельности. Она включает также формирование у детейтаких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями иодноклассниками. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,запаса конкретных знаний. Он должен владеть планомерным и расчлененнымвосприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловымзапоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование удошкольника начальных умений в области учебной деятельности,в частности,умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цельдеятельности. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонентапсихологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенныхребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.Анализируя эти предпосылки, необходимо выделить следующие параметры. Умение: - детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия, - ориентироваться на заданную систему требований, - внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, - самостоятельно выполнять их по зрительно воспринимаемому образцу. Эти параметры развития произвольности являются частью психологическойготовности к школе. На них опирается обучение в первом классе. Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий: - необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности, - учитывать возрастные особенности дошкольника, - использовать игры с правилами. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,исследователи выделяют уровень развития речи. К 6 – 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельнаяформа речи – развернутое монологическое высказывание. К этому временилексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет образованием времен, правилами составления предложения. Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развиваетсяпараллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно –логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления,она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, тов получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания,воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школевходят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу удошкольника должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи. Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания иобучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого –педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения всоответствие с психологическими особенностями ребенка. Этим обусловлено то, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность их последующего обучения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервамиразвития, но прежде чем их использовать необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста. У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, чтоговорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этоговозраста. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Дошкольник, играя, экспериментирует, пытается установить причинно–следственные связи и зависимости. Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладаниемнаглядно – образного мышления или наглядно – схематического мышления.Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являетсясхематизм детского рисунка, умение использовать при решении задачсхематические изображения. Специалисты отмечают, что наглядно- образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6 – 7 годам ребенок может подходить к решениюпроблемной ситуации тремя способами: используя наглядно – действенное,наглядно- образное и логическое мышление. В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:. к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;. развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;. развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи. Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниямобусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этотпериод. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опытапрактических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти,мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражаетсяэто в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижениюкоторых способствует развитие волевой регуляции поведения. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка.Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой,позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без вниманияситуативно возникающие желания. Важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинаетучитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Психоэмоциональная устойчивость является важнейшим условиемнормальной учебной деятельности детей. Обобщив особенности развития детей 6 – 7 лет, можно заключить, чтона этом возрастном этапе они отличаются:. достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;. у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать,анализировать;. его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;. особенности развития речи. В настоящее время образование рассматривается педагогами какобщечеловеческая ценность. Её реализация приводит к функционированию различных типов образования. Первый - характеризуется наличием адаптивной практической направленности, то есть стремлением ограничивать содержаниеобщеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение кобеспечению жизнедеятельности человека. Второй – основан на широкойкультурно – исторической ориентации. При таком типе образованияпредусматривается получение сведений, которые заведомо не будутвостребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека. Для преодоления этих недостатков стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовкикомпетентного человека. Современная педагогическая наука ориентирует не на пассивноеприспособление к имеющемуся уровню развития учащихся, а на формированиепсихических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характерно обобщенность мыслительной деятельности, экономичность,самостоятельность и гибкость мышления, смысловая память, связь наглядно –образных и словесно – логических компонентов мышления. Развитие обучаемости – надежный путь повышения эффективности процесса усвоения знаний и обучения в целом. Оно свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний. В соответствии с теорией учебной деятельности у учащихся должныформироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые знаниявходят как определенный элемент. Таким образом, актуальность поиска эффективной системы обучения неуменьшилась и в настоящее время, так как ее дальнейшая разработка служитосновой совершенствования процесса обучения. Не всякая учебная деятельность обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития личности. Чтобы решить эту задачу, необходима тщательная организация содержания образования, отбор соответствующих форм и методов обучения, его технологии. Общее и одинаковое для всех детей образование, обеспечивая выявлениезадатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточноинтенсивного их развития. Это объясняется большой неоднородностьюучащихся, различием их задатков и способностей. Необходима системаопределенных мер, обеспечивающих развитие способностей учащихся воптимальном режиме, с учетом выявленных у них задатков и способностей. С целью их выявления разработаны специальные тесты.Они представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. Задания тестов, как правило, таковы, что для их успешного выполнения требуется хорошийсловарный запас, развитая речь, знакомство с окружающей средой и ееявлениями. Иначе говоря, требуется хорошее общее развитие ребенка. Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальногорежима для выявления и развития задатков всех детей приводит кнеобходимости дифференциации обучения. Следовательно, одна из её задач в общественном плане сводится к выявлению и максимальному развитию задатков и способностей подрастающего поколения. Существенно важно при этом, что общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков. Под дифференциацией обучения понимается учет индивидуальныхособенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основаниикаких – либо особенностей. Выделяют следующие цели дифференциации:. Обучающая – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и таким образом уменьшить его абсолютное и относительное отставание, углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей.. Развивающая – формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.. Воспитывающая – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Выделяют следующие формы и методы дифференциации:. фронтальный,. групповой,. работа в паре,. индивидуальная самостоятельная работа. Современную модель адаптивной школы предлагает Е.А. Ямбург. Подней он понимает образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности является адаптация детей к быстроменяющейся жизни. Адаптивная школа – это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку, то есть должны быть разработаны учебные программы, согласно их уровня готовности к обучению. Во главу угла она ставит физическое, психическое инравственное развитие учащихся, организуя учебно – воспитательный процесстаким образом, чтобы максимально снизить их перегрузку, избежатьневрозов, обеспечить современную диагностику и коррекцию, систематическуюмедико – психологическую помощь непосредственно в школе. Таким образом, со временем общеобразовательные школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно – воспитательный процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, по возможности гибко по отношениюк психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям детей. Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностейучащихся, в той форме, когда они группируются на основании каких –либо особенностей. При обучении младших школьников реализациядифференцированного подхода будет иметь следующие особенности: o Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения. o Обеспечение эффективного сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной. o Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. o Организация диалога различных педагогических систем и технологий. o Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников. o Ликвидация перегрузки в их обучении. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышениеэффективности обучения, благоприятное профессиональное становление вомногом определяются тем, насколько верно учитывается уровеньподготовленности детей к школьному обучению. Она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.. Литература 1. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – Томск,1993.2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии школьной готовности.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.3. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: