Эволюция принципа террора

II. Эволюция принципа Т. Французская революция 1789 г. была в начале торжеством принципа народовластия. Как реакция против идеи монархической централизации власти (l'Etat e'est moi Людовика XIV), идея народовластия проявилась в крайнем ослаблении всякой власти (по выражению Тэна - l'anarchie spontan é e). По конституции 1791 г. (см. соотв. статью) не толькозаконодательная власть, но также исполнительная и суд были предоставлены исключительно выборным органам, и король назначал лишь министров, бессильных среди выборных учреждений. На самом деле вместо этих выборных учреждений - департаментских директорий и муниципалитетов - часто проявляли свою волю различные секции, клубы и всевозможные сборища. После падения монархии жирондисты пошли еще далее по этому пути и в проектированной ими конституции перенесли центр тяжести власти из собрания народных представителей в народные массы. За все это время общины были поборниками крайнего народовластия. С изгнанием жирондистов из конвента был устранен и выработанный ими проект конституции, в то время обсуждавшийся, и якобинцы поручили комитету, в котором участвовал Сен-Жюст, представить новый проект. Наскоро составленный проект подвергся поверхностному обсуждению в конвенте и был им принят 24 июня, после чего был разослан на утверждение 8000 местным народным собраниям. Новая якобинская конституция была в некоторых отношениях еще более демократична, чем жирондистская (см. соотв. статью): всякий новый закон, принятый национальным собранием, должен был восходить на утверждение избирателей в первичных народных собраниях; этим же собраниям предоставлялось право требовать пересмотра конституции, если это требование исходило от одной десятой части собраний в половине департаментов плюс один. В Декларации прав, входившей в состав конституции, "право восстания со стороны народа или любой части народа" признавалось "священнейшим долгом и безотлагательной обязанностью, если правительство нарушало права народа". В пояснении к конституции Робеспьер признал, согласно с Руссо, что законодательная палата не является представительством народа, так как народная воля не подлежит отчуждению или передаче каким-либо мнимым представителям. Но это был лишь фимиам, который воскуривали идолу народовластия его жрецы, готовые его ниспровергнуть. Народные собрания для утверждения якобинской конституции состоялись в 7000 из 8000 кантонов; в них приняла участие одна треть избирателей в городах и одна четверть в деревнях; самое голосование происходило под руководством и давлением местных якобинцев и потому дало везде благоприятный для них результат. Это был первый плебисцит во Франции, и за ним скоро последовало, как и за другими плебисцитами, водворение диктатуры. Возведение непосредственного народовластия в основной государственный закон сменилось правительственной революцией - coup d'Etat, и виновниками первого во Франции coup d'Etat были якобинцы. Якобинский переворот был произведен при торжественной театральной обстановке; вся декоративная часть торжества была делом якобинца - живописца Давида, который потом прославился устройством празднеств Первой империи. Празднество было назначено на 10 августа 1793 г., в годовщину ниспровержения монархии; оно должно было ознаменовать собой провозглашение наиболее радикальной конституции; на самом деле оно сделалось поворотным пунктом от народовластия к установлению власти над народом. Для празднования 10 августа были приглашены делегаты, по одному от всех кантонов, принявших якобинскую конституцию. На другой день в якобинском клубе Робеспьер, вызвавший когда-то самоотречение членов национального собрания, заявил, что предложение упразднить конвент поведет к передаче власти в руки эмиссаров Питта и Кобурга. Лозунг был дан - и из среды якобинского клуба тотчас последовало предложение, единогласно принятое, чтобы конвент не расходился до окончания войны. На следующий день толпа делегатов ворвалась в залу заседаний вперемежку с членами конвента; в суматохе слышались несбыточные предложения - чтоб весь народ шел на границу, чтобы "подозрительные граждане были поставлены впереди под огонь неприятеля". Со свойственным ему присутствием духа Дантон воспользовался общим возбуждением для организация Т.; делегаты народных собраний, воскликнул он, провозгласили среди нас почин Т., - и тут же формулировал его. Вся молодежь от 18 до 25 лет подвергается набору; все подозрительные люди должны быть арестованы, как заложники; делегаты народа должны возвратиться в свои округа как комиссары конвента, для реквизиции людей и средств. Заседание 12 августа было венчанием на царство якобинской диктатуры. Так было положено основание системе Т.; но самое осуществление ее потребовало продолжительной теоретической разработки и целого ряда практических мер. Дальнейший шаг в этом отношении был сделан в заседании 5 сентября, под председательством Робеспьера, в память сентябрьских убийств. В этом заседании революционный трибунал, уже раньше удвоенный в своем составе, был еще раз удвоен. Затем, по выслушании депутации от Парижской коммуны, была организована особая революционная армия из 6000 человек и 1200артиллеристов: мотивом было выставлено соображение, что недостает исполнительной силы для осуществления "мудрых законов", изданных конвентом. Задача революционной армии заключалась в том, чтобы разносить по провинциям Т. Комментируя эту задачу, один из более наивных монтаньяров, Друе, воскликнул: "Так как ни добродетель наша, ни умеренность, ни философские идеи наши ни к чему нам не послужили, то будем разбойниками (soyons brigands) для блага народа". Не довольствуясь этой вооруженной силой, Дантон предложил снабдить ружьем каждого из парижских пролетариев; для этой цели военному министру было отпущено 100 миллионов. Дантон находил, что недостаточно иметь революционную армию, а надо революционизировать народ. С этою целью он предложил иметь в Париже по всем участкам (sections) два раза в неделю собрания граждан и для того, чтобы рабочие могли их посещать, назначить им по 3 франка за каждое заседание. Чтобы объединить эту массу, революционным комитетам, образовавшимся в каждом участке, была предоставлена полицейская власть с правом арестовать и держать в заключении всякого подозрительного человека (suspect), a остальным выдавать по своему усмотрению свидетельства благонадежности (carte civique). Все эти разнообразные меры были подведены Барером, оратором Комитета общественного спасения, под меткую формулу: "поставим на очередь Т." (pla çons la terreur à l'ordre du jour). Месяц спустя, 10 октября, выступил с своим докладом в конвенте главный теоретик Т. - Сен-Жюст. Он любил говорить сентенциями и изложил теорию нового государственного права в следующих изречениях: "Вы не должны знать пощады; свобода должна восторжествовать, чего бы то ни стоило; вы должны карать не одних изменников, но и равнодушных; между народом и его врагами лишь один посредник - меч". При этом конвенту был предложен ряд мер, которые должны были завершить систему Т. Сен-Жюст формулировал в виде статьи закона то, что было провозглашено 12 августа: "временное правительство Франции будет революционным до заключения мира", т. е. будет основано на Т. Это временное правительство уже давно обозначилось: диктатура конвента на самом деле означала диктатуру его главного комитета - комитета общественного спасения. Теперь Сен-Жюст предложил конвенту признать над собой этого диктатора и предоставить ему одному всю власть: исполнительный совет, т. е. министры, генералы и все учреждения были поставлены под надзор комитета общественного спасения. Вслед за тем министерство было совершенно отменено, и Франция непосредственно поставлена под диктатуру комитета. Не довольствуясь номинальной властью, он стремился подчинить себе местные органы: "правительство будет непосредственно сноситься с уездами (districts) по вопросам общественного спасения", т. е. помимо департаментов; в этой скромной мере заключалась, в сущности, завязка новой централизации. Принцип единовластия и централизации, намеченный Сен-Жюстом, был разработан в комитете, и 28 брюмера (18 ноября) член комитета Бильо-Варенн внес по этому вопросу в конвент обширный доклад. В своей речи, изобиловавшей всевозможными терминами из учебника механики, докладчик высказал очень откровенно программу нового правительства: всякое хорошее правительство должно иметь центральную импульсивную волю, рычаги, непосредственно к ней примыкающие, и подчиненные учреждения, дабы распространить движение до крайних оконечностей. Объяснив затем, что всякий механизм должен иметь свою великую движущую пружину, прямолинейный патриот, как его называли, усмотрел пружину якобинской республики в Т. Правительство французское, "вместо того, чтобы очищаться, оставалось вулканом подлости и заговора (sic), потому что не водрузило топора". Обсуждение доклада было отложено до напечатания его и затем затянулось до 14 фримера (4 дек.), когда заключения доклада были провозглашены законом. Кроме непосредственного подчинения всех учреждений и чиновников Комитету общественного спасения, закон 14 фримера имел своим последствием переворот в провинциальной администрации: департаментские советы с их председателями (губернские земские собрания) были уничтожены, директории (управы) ограничены в своей компетенции; уездные управы обращены в органы комитета по исполнению революционных законов, причем комитету предоставлено было право очищать их состав; прокуроры-синдики уездов и городов, выбиравшиеся своими согражданами, были, под именем национальных агентов, превращены в агентов Комитета, который их назначал и устранял. Эти национальные агенты были личинкой, из которой развились потом императорские префекты. При обсуждении этого закона Кутон, человек, близкий Робеспьеру, изложил новый взгляд на народовластие и отношение к нему правительства: "При обыкновенном правлении, - сказал он, - народу принадлежит право избрания; при чрезвычайном же правлении все импульсы должны исходить из центра. Те, которые теперь взывают к правам народа, ложно поклоняются его верховенству". Кутону вторил всегда находчивый на софизмы Барер: избирательные собрания, - пояснял он, - монархические учреждения, пропитанные роялизмом; их надо тщательно избегать в этот момент революции. Наконец, высказался о Т. и главный его доктринер - Робеспьер в "докладе о принципах революционного правительства" (25 дек. 1793 г., или 5 нивоза II-го года). Теория революционного правительства, по словам Робеспьера, так же нова, как и самая революция, его породившая: эту теорию нельзя найти ни в книгах политических писателей, ни в законах тиранов. Для аристократии эта теория лишь предмет клеветы, для тиранов - скандал, для многих - загадка; ее нужно объяснить, чтобы привлечь по крайней мере добрых граждан к принципам общественного блага. Объяснение теории, которое пытается дать Робеспьер, основано на антитезе правлений конституционного и революционного: задача первого - сохранить республику, задача второго - создать ее; конституция - режим победоносной и мирной свободы, революция - война свободы против ее врагов. Конституционное правление направлено, главным образом, к установлению гражданской свободы, революционное - к установлению свободы политической. Правительство революционное обязано оказывать добрым гражданам всю силу национальной защиты, - врагам же народа оно лишь обязано давать смерть. Этих "понятий", по мнению Робеспьера, достаточно, чтобы объяснить происхождение и свойство революционных законов. Те, кто называет их произвольными и тираническими, - тупые или развращенные софисты, подлые душегубы, которые для того, чтобы задушить республику в ее колыбели без опасности для себя, пытаются спутать ее неопределенными правилами, прекрасно умея не соблюдать их. "Если революционное правительство должно быть более энергично в своих действиях и более свободно в своих движениях, разве в силу этого оно менее справедливо и менее законно? Нет: оно опирается на самый священный из всех законов - благо народа, и на самое неотъемлемое из всех прав - необходимость". Согласно с духом этой доктрины доклад о принципах революционного правительства приходил к заключению, которое можно назвать вечным припевом Робеспьеровской риторики: поручить Комитету представить в самом непродолжительном сроке доклад о средствах усовершенствовать организацию революционного трибунала и поручить публичному обвинителю отдать под суд поименованных в заключении отдельных лиц и целые категории людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: