Вопрос № 6 потребность и необходимость управления в деятельности человека

Под управлением принято понимать целенаправленное воздействие органа управления на субъект управления для достижения каких-либо целей.

Таким образом, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение, как минимум, трех условий:

наличие органа управления;

наличие объекта управления;

наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

Последнее предполагает делегирование объектом управления части своих полномочий органу управления. Следовательно, человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

сложности управляемой системы;

компетенции органа управления;

возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

На первый взгляд может показаться, что здесь должен присутствовать еще один фактор - возможность выделения субъектом управления части созданной стоимости для содержания объекта управления. Однако это не так.

В условиях рациональной системы управленческий труд является производительным.

Подтвердить это утверждение достаточно просто - субъект управления делегирует органу управления часть своих функций, которые он обязан выполнять при любых условиях. Следовательно, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции (с точки зрения управления, здесь речь должна идти, прежде всего, о принятии решений и контроле за их выполнением) одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. При этом предполагается, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. В этих условиях достигается наиболее эффективное использование трудовых ресурсов - как субъекта управления, так и органа управления. Результатом деятельности обоих звеньев управляемой системы является создание национального дохода (в масштабах государства) или конкретной продукции, работ или услуг (в масштабах отдельного предприятия или организации).

Разумеется, здесь возникает необходимость определения рациональности системы и обеспечения этой рациональности. К сожалению, ни одна из существовавших и существующих общественно-политических систем не позволяет сформировать максимально эффективную систему управления, с минимальным по численности аппаратом управления. Причем, это, в равной степени относится и к государственному уровню, и к уровню хозяйствующего субъекта. В процессе деятельности любого органа управления неизбежно возникают и развиваются тенденции к присвоению дополнительных функций (которые делегировать не обязательно или нерационально), непропорциональному расширению аппарата управления, к усложнению и увеличению длительности процесса принятия решений.

Поэтому главной задачей которую следует решить при создании новой системы является определение оптимального объема делегируемых функций и установление жестких критериев оценки эффективности деятельности органа управления.

При осуществлении органом управления управленческих функций используются различные принципы, методы и приемы. Естественно, что они будут отличаться в зависимости от задач, стоящих перед органом управления, сложности управляемой системы, взаимодействия между производительными силами и производственными отношениями, степенью участия государства в процессе управления отдельными хозяйствующими субъектами и т.д.. Более подробно эти принципы, методы и приемы будут рассмотрены в других главах учебника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: