double arrow

Концепции досуговой деятельности


Современная наука располагает широким диапазоном досуговых концепций (лат. conceptio - мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности). Концепция должна объяснить социальное явление и дать обоснование методологии и методики конкретного исследования. Каждая концепция особым образом объясняет суть и предназначение досуга в жизни человека.

Деятельностная коцепция. Ее сторонники (философы К. Маркс и Ф. Энгельс, психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев) постулировали, что досуг является частью образа жизни человека и представляет собой социально обусловленную культурную деятельность.

Цивилизационная концепция (Шпенглер, Данилевский, Тойнби) акцентирует внимание на культурное многообразие форм досуговой деятельности, а также устанавливает взаимосвязь между становлением культуры досуга как отдельного сегмента культурного пространства и возникновением крупных городов.

Структурно-функциональная концепция (Дюркгейм, Парсонс, Т. Веблен) изучает функциональную значимость конкретных форм досуга в условиях современного культурного развития, а также рассматривает структуру досуга в институциализированном и ценностном аспектах.

Культурологическая и социально-культурная концепция рассматривает содержание культурной деятельности (М. Каплан, М. Сюрбер). Досуг не одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.

Экологическая концепция выдвигает на первый план роль природных условий как фактора полноценного досуга, использования природных компонентов (климата, растительности, водоемов) для оздоровительного и спортивного досуга.

Терапевтическая концепция рассматривает досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую сферу человека, как релаксацию и восстановление сил после труда.

Инструментальная концепция. Т. Веблен описывал досуг как средство, инструмент, метод статификации общества, деления его на слои.

Количественная концепция рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных и отечественных ученых.

Институциональная концепция отмечает различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.

Социальная концепция досуга (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников) акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников. Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям.

Концепция социальной идентичности (Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э. Росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение, сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего статуса, своей идентичности и ролей.

Концепция личностного развития Досуг рассматривается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческим наследием народа.

Эпистемологическая концепция рассматривает содержание досуговой деятельности в связи с аксиологическими (ценностными) и эстетическими взглядами на мир.

В гуманистической концепции досуг рассматривается как цель жизни и идеал. Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Из современных западных ученых ее придерживаются С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

Исследователи (Дж. Келли, И. Кон) подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных.

1. Психологическая: ощущение свободы, радости, участия.

2. Образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности.

3. Социальная: взаимодействие с другими людьми и социальная идентификация как результат.

4. Релаксационная: освобождение от напряжения и стресса;

5. Физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса;

6. Эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира.

Экзистенциальная концепция рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер). Учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:

- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;

- анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания);

- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида.

Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием.


Сейчас читают про: