К общенаучным принципам исследования молодежного досуга относятся: диалектический, исторический, деятельностный, структурно-системный и принцип целостности

Диалектика как метод познания природы, общества и мышления прошла долгий путь от наивного учения древнегреческого философа Гераклита до противоборствующих теорий идеалистической и материалистической диалектики Г.Ф.Гегеля и материалистической диалектики К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектика является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действительности во всех ее проявлениях. Диалектический подход к исследованию молодежного досуга позволяет обосновать взаимодействие социальных, экономических и культурных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную действительность.

Исторический принцип лежит в основе теории познания общества как целостной и развивающейся в конкретных исторических условиях социальной системы. Вместе с развитием общества идет процесс развития и видоизменения форм досуга, принятых в данном обществе. Для исторического развития досуговой деятельности характерна определенная цикличность, реализуемая по спирали, предполагающей прохождение незамкнутых витков и поэтому бесконечно развивающейся. Знание этих циклов имеет объяснительную силу при обосновании и прогнозировании новых тенденций.

Деятельностный принцип позволяет рассматривать досуг как целенаправленную деятельность человека - члена социума.В основе такого подхода лежит общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтъев). Именно деятельностный принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности досуга с учетом индивидуального и социального аспектов жизни человека.

Системный принцип иногда называют структурно-системным, поскольку система предполагает определенное строение элементов - структуру, а структура предполагает наличие типовых отношений между элементами. Основными структурными элементами досуговой деятельности являются субъекты досуга, виды и формы досуга, способы и методы организации досуга, технологии управления, досуговая среда и социокультурная ситуация. Эти структурные элементы тесно взаимосвязаны друг с другом и в своем взаимодействии образуют систему досуга как часть социальной системы общества.

Принцип целостности в методологии означает, что исследователь получает объект в целостном от природы виде, анализирует этот объект (разлагает его на части для понимания его структуры и функций) и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на познавательном уровне. Нарушение этого принципа ведет к незавершенности исследования или даже к искажению его результатов. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном представлении объекта можно определить его функции.

Частнонаучные принципы исследования досуговой деятельности определяются особенностями той или иной научной области. Например, принцип количественной измеряемости, являющийся основным в естественно-научных исследованиях (физических, биологических, химических) сложно соблюдать в гуманитарных дисциплинах (философии, лингвистике). В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию метода. Чем глубже эта теория отражает реальную сущность объектов, их взаимосвязи и функции, тем лучше.

Непременным условием выбора частнонаучных методов является их соотнесенность с определенной, стержневой методологической концепцией. В противном случае исследователь может стать жертвой эклектики (греч. "выбирающий") - набора механически соединенных разнородных принципов, взглядов и теорий, не имеющего научной ценности. Среди других требований, предъявляемых к частнонаучным методам, отмечаются следующие: объективность (опосредованность достоверными знаниями), обобщающая ценность (возможность применения к большому числу объектов), моделирование, эвристичность (открытие нового, ранее непознанного), возможность проверки результатов.

Конкретные методыисследования составляют третий уровень методологии, понимаемой в широком смысле. Они определяются характером фактического материала, условиями и целью исследования. Несмотря на разнообразие, методы представляют собой не хаотичную совокупность, а упорядоченную систему, в которой определяется их место в соответствии с конкретным этапом исследования, использование технических приемов и проведение операций с фактическим материалом в заданной последовательности. Систему правил использования методов, приемов и операций называют иногда методикой исследования. В одной и той же научной области может быть несколько конкурирующих методик, которые постоянно совершенствуются в ходе экспериментальной работы.

Многие методы возникали чисто эмпирическим путем, заимствовались в разное время и с разными целями, поэтому разработать их классификацию или хотя бы типологию довольно сложно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: