double arrow

Структура теории молодежного досуга


ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Основные понятия темы

Теория – система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Эмпирический – основанный на опыте.

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Эксперимент – познание свойств объекта путем целенаправленного изменения условий его существования.

Тест – стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят об уровне развития изучаемых свойств и качеств объекта исследования.

Опрос – метод сбора первичных данных об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемого.

Лонгитюд – длительное и систематическое изучение одних и тех же свойств и качеств у одной и той же группы испытуемых.

Социометрия – социально-психологический метод изучения и оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

Референтометрия – способ выявления значимости отношений, связывающих испытуемого с другим человеком или группой лиц.

Экспертная оценка – количественная и/или порядковая оценка процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, и основывающаяся на суждении специалистов.

Структура теории молодежного досуга

Организация досуга молодежи как сфера практической деятельности предполагает наличие теоретических основ, позволяющих проводить планирование досуга, мониторинг досуговой деятельности, оценку ее эффективности, учитывать влияние досуга на развитие человека и общества в целом. Объектом теории досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, приводящие к возникновению избирательности ценностных ориентиров и предпочтений досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

Организация досуга носит междисциплинарный характер, что обусловливает наличие нескольких подходов в изучении досуговой сферы жизнедеятельности человека и общества.

Социологический подход подразумевает исследование социальной сущности свободного времени и досуговой деятельности; их структуры и основных функций в процессе всестороннего развития личности. Он включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени и досуговой деятельности, и выясняет типы времяпрепровождения и временное измерение деятельности как наиболее важный показатель.

В социально-психологическом исследовании на первый план выдвигается отношение личности к своей деятельности.

Педагогический подход предполагает преимущественное изучение целей и основных направлений воспитания, методов и форм воздействия на личность.

Культурологический подход рассматривает содержание и закономерности формирования и функционирования досуговой культуры, а также влияние культуры социума на досуговые предпочтения человека и отдельных групп людей (в частности, молодежи).

На уровне конкретных эмпирических исследований теория досуга изучает указанные выше проблемы в конкретных социальных условиях города, района, села, предприятия:

- изменение аудитории, различных социально-демографических групп под влиянием досуговой деятельности;

- специфику воздействия применяемых технологий, уровень подготовки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов;

- место и роль разных видов досуговой деятельности, а также антисоциальных ее проявлений в конкретном регионе, городе, микрорайоне, селе.

Прикладные исследования призваны:

- обеспечить диагностику состояния социально-культурной сферы;

- выяснить характер зависимости досуговой деятельности от тех или иных факторов и условий;

- определить условия и характер управления досуговой деятельностью (развитие демократических начал, самоуправления и др.);

- выявить закономерности процесса социального воспитания, развитие инициативы, самодеятельности и социальной активности в духовном творчестве;

- совершенствовать теоретические основы управления социально-культурной сферы, определяя сущность и место того или иного элемента в системе досуговой деятельности, его назначение, функции и связь с другими элементами.


Сейчас читают про: