Усиление реакции в земстве и дворянских собраниях, Вопрос о земстве в Кахановской комиссии

В 80-е годы (собственно с 1882 г.) в деятельности земств усиливаются реакционно-дворянские тенденции. Это особенно проявилось в программе экономических мероприятий земств, и их отношении к школьному делу. В земской среде выделилась значительная и влиятельная группа деятелей, поставившая себе задачей проведение так называемой охранительной, дворянской политики. Среди них ведущую роль играли предводитель дворянства и председатель земской управы Алатырского уезда Симбирской губернии А. Д. Пазухин, уездный предводитель дворянства из Орловской губернии С. С. Бехтеев, харьковский земец А. Р. Шидловский, казанский земец Н. Е. Баратынский, саратовский—П. А. Кривский и многие другие. Оплотом земской реакции стали Симбирское и Орловское земства. Вместо разрозненных ходатайств 70-х годов о репрессиях против сельскохозяйственных рабочих выдвигается целая программа экономических мероприятий, направленных на удовлетворение помещичьих и сословно-дворянских интересов. Многие законодательные меры первых лет правления Толстого были продиктованы реакционными земско-дворянскими кругами. К ним относятся и упомянутые уже учреждение Дворянского банка, законы о найме сельскохозяйственных рабочих, об ограничении крестьянских семейных разделов. Характерной стороной земской реакции 80-х годов было стремление к сокращению смет: урезывались расходы на медицину, на экономические мероприятия, связанные с нуждами Крестьян, на школу. И в то же время, когда в 1884 г. Святейший Синод обратился к земствам, чтобы они поддержали вновь вводившиеся церковно-приходские школы, многие земства откликнулись на этот призыв и оказали поддержку этому реакционному начинанию.

Реакция поднималась и в дворянских собраниях. По инициативе Пазухина в 1885 г. симбирское дворянство в ответ на рескрипт по поводу 100-летия Жалованной грамоты представило Александру III адрес. В нем выражалась уверенность, что предпринимаемые преобразования "дадут возможность... спокойно жить в деревнях, создав ту власть, отсутствие которой ныне заставляет страдать и дворянина, и крестьянина". Дворянство поднимало перед правительством и вопрос о преобразовании земства. В фонде канцелярии министра внутренних дел в "Материалах к проекту нового положения о губернских и уездных земских учреждениях" собраны ходатайства дворянских собраний и отдельных лиц о необходимости пре образования местного управления, и земства в частности, поступившие в 1885—1887 гг. В них выдвигались требования сословной организации избирательной системы, замены принципа выборности управ правительственным назначением, предоставления мест в земстве крупным землевладельцам и депутатам от дворянства, полноты подчинения решений земских собраний правительственному надзору и т. д. Уже к середине 80-х годов в группе крепостнически настроенных земцев-дворян складывается программа контрреформ, осуществления которой они начинают решительно добиваться от правительства. Довольно четкие контуры эта программа приобретает в проектах представителей земства и дворянства, I призванных в Кахановскую комиссию.

Как отмечалось выше, в первые годы правления Толстого Кахановская комиссия, созданная в 1881 г. с целью подготовки реформы местного управления, продолжала свое существо-звание. Вопрос о земстве в ее работах занимал центральное положение. Толстой, не рискуя закрыть Комиссию, "усилил" ее состав пятнадцатью "сведущими людьми" из числа реакционно настроенных губернаторов, предводителей дворянства и земских деятелей. Среди них были такие представители реакционных земских кругов, как Пазухин, Бехтеев, Оболенский (предводитель дворянства Пензенской губ.).

Комиссия в полном своем составе при участии "сведущих людей" приступила в октябре 1884 г. к обсуждению проектов Особого совещания. Эти проекты носили на себе печать либеральных требований земств о расширении их прав. Они предусматривали выборность председателей земских собраний, понижение земельного ценза, расширение права ходатайств, "большую уравнительность" в распределении числа гласных между различными разрядами избирателей, устранение от участия в выборах волостных старшин и сельских старост, избрание крестьянских гласных непосредственно сельскими сходами, назначение суточных и прогонных губернским гласным по решению уездных земств, предоставление губернским и уездным земским собраниям права созыва общих съездов своих представителей с разрешения губернского присутствия и министра внутренних дел и т. д. Отвергнув идею самоуправляющейся волости или "маленького земства". Совещание проектировало упразднение крестьянской волости и создание низшей административной и земской единицы во главе с волостелем, избираемым земским собранием. Вместе с тем в проекте Совещания нашла выражение и идея создания на местах сильной власти по назначению от правительства: таков смысл предложения учредить высшие смешанные инстанции в уезде и губернии — присутствия уездного и губернского управления. В присутствиях должен был преобладать правительственный элемент, и они получили бы огромные права по отношению к земству.

В процессе обсуждения проектов Кахановской комиссии в конце 1884 — начале 1885 гг. выделились два основных принципиальных вопроса, которые вызвали разногласия между дворянской реакционной группировкой, возглавляемой А. Д. Пазухиным, и "большинством" комиссии. Это — вопрос о слиянии административной и судебной власти на. низших инстанциях управления и о сословной организации земского-представительства. Именно эти принципиальные положения, развитые и дополненные, стали впоследствии стержнем проекта контрреформ 1886 г. и осью. разногласий в течение всех лет, пока готовилась контрреформа.

В первых же заседаниях дворянская реакция выступила с одним из своих программных положений. Пазухин, Оболенский, Бехтеев, Кондоиди (предводитель дворянства Тамбовской губернии) и некоторые другие члены комиссии доказывали необходимость создания на местах "сильной, единой, близкой власти, которая способна была бы водворить порядок и сделать возможной жизнь в том самом уезде, из которого в настоящее время все (т. е. дворяне-землевладельцы) бегут". Идеал такой власти они видели в мировых посредниках первого призыва, и свой план откровенно расценивали как "несомненный и верный шаг на пути возвращения... к порядку шестидесятых годов".

В чем же состоял этот "шаг", знаменующий возврат к прошлому? По мнению Пазухина и его единомышленников, на местах должна была быть учреждена должность участкового начальника, сосредоточивающего весь надзор за крестьянским управлением (в противовес проектировавшемуся Совещанием волостелю, основные функции которого заключались в контроле за исполнением земских и правительственных поручений). В его лице признавалось целесообразным объединить власть судебную, т. е. компетенцию мирового судьи, и административную. Интересно отметить, что с таким предложением выступило Алатырское уездное земство Симбирской губернии, где председателем управы был Пазухин. Аналогичные проекты были составлены и в комиссиях ряда других земств в 1881 г. (в Московской, где он был отвергнут губернским земским собранием, в Городищенском уездном земском собрании Пензенской губернии, в Глуховском уездном земском собрании Черниговской губернии и др.). Должность участкового начальника, по предложению "сведущих людей",. должна была стать прерогативой местного дворянства, выдвигалось требование сословного и имущественного ценза для ее замещения18. В участковом начальнике уже совершенно определенно очерчен облик будущего земского начальника.

Другой вопрос, по которому группа Пазухина выступила с самостоятельной программой, касался принципов организации земства.

При обсуждении земской избирательной системы на заседании Комиссии в феврале 1885 г. Пазухин, Бехтеев, Оболенский предложили ввести сословный принцип деления избирателей, причем Пазухин, Кондоиди и некоторые члены Комиссии высказались за предоставление крупным землевладельцам права участия в качестве гласных в уездных собраниях без выборов. Этот вопрос был передан в специальную подкомиссию, которая уже в марте того же года представила "Доклад по вопросу о составе уездных земских собраний". Точка зрения трех членов — Пазухина, Бехтеева и Оболенского — на необходимость сословной организации земского представительства обосновывалась в докладе "угрозой вытеснения в недалеком будущем из земских собраний наиболее культурного элемента", т. е. дворянства. Объединение в одной курии дворян с землевладельцами "из торгового класса" и крестьянами-собственниками, численность которых существенно возросла за 20 лет после введения Положения 1 января 1864 г., объявлялось "злом", подлежащим исправлению. Цель ставилась ясно и четко: "дать дворянству определенное представительство в земстве независимо от воли других групп избирателей". Предлагалось учредить четыре "избирательные коллегии": съезды дворян, лиц торгового состояния, избирательные сходы мещан и крестьян. Заранее оговаривалось, что "землевладельческие сословия должны занимать первенствующее положение в земском представительстве". Очень важно отметить, что в этой схеме сословных выборов крестьяне-собственники оказались отнесены к крестьянскому избирательному сходу с двухстепенной подачей голосов. Отменялся ценз по годовому обороту, что значительно ограничивало права торгово-промышленной буржуазии. Духовенство предполагалось вообще устранить от выборов, заменив выборные лица представителями по назначению от епархиального начальства.

Большинство подкомиссии высказалось против сословной системы выборов. Подобная задача представлялась нереальной, так как "избирательная борьба стоит не на сословной почве, а между отдельными группами представителей имущественных классов". Другой довод противников Пазухина заключался в указании на малочисленность в некоторых местностях дворян с полным цензом, ввиду чего положенное число гласных могло остаться незамещенным23. Подобные затруднения предвидели и сторонники сословных выборов в Кахановской комиссии. Так, например, предводитель дворянства Псковской губернии Зарин отмечал, 'что "в некоторых уездах подобная мера ввиду уменьшения дворянства и постепенного сокращения дворянских владений окажется неприменимой". Выход он видел в предоставлении избирательных прав "всем поместным дворянам, хотя бы владеющим имуществом и в меньшем размере против установленного ценза". Группа Пазухина выражала интересы крупного дворянскoго землевладения. Это сказалось в отрицательном отношении к понижению имущественного ценза, в требовании предоставления прав гласных крупным собственникам земли, причем для крупных землевладельцев из непривилегированных сословий устанавливался, помимо имущественного, образовательный или служебный ценз и условие владения имением в течение определенного срока. Из других намечавшихся Пазухиным и К° ограничений избирательной системы надо отметить предложения об отмене участия в выборах по доверенности, об устранении от выборов арендаторов и евреев. В программе реакционного дворянства основное внимание уделялось пересмотру избирательной системы, что отвечало его главной цели — "одворяниванию" земства.

Помимо цельной системы преобразования земского представительства на сословном начале Пазухиным и его единомышленниками был внесен в Кахановскую комиссию ряд реакционных предложений по различным вопросам организации деятельности земства. Они высказались за сокращение численности управ, допуская возможность замены коллегиального принципа единоличным по усмотрению собрания; за некоторое ограничение компетенции земских собраний (в частности, по вопросам народного образования, системы раскладок).

Многие предложения группы Пазухина нашли отражение в проектах последнего периода деятельности комиссии. Крестьянская волость сохранялась; функции надзора над крестьянским управлением, которые намечались Совещанием как второстепенные для волостелей, получили равное значение с его обязанностями в качестве исполнительной инстанции по административным и земским делам; для волостеля вводился имущественный ценз и отменялось избрание земским собранием, так что абсолютно утрачивалась связь его с земством. В вопросах земского законодательства "большинство" Комиссии сделало ряд уступок крупному земельному дворянству. Оно признало права крупных собственников быть гласными уездных земских собраний без избрания. Это решение мотивировалось "желанием придать земской работе более спокойный, ровный и чуждый увлечений характер". Было отвергнуто установление "большей уравнительности" в расписании гласных, лишена прав целая категория избирателей по цензу общего годового оборота с производства, что несомненно привело бы к ослаблению представительства торгово-промышленной буржуазии; крестьянам, владевшим землей на праве собственности, помимо надела предоставлялось факультативное право участия только в одном из съездов (или съезде уездных землевладельцев, или в сельских избирательных сходах); отклонялось проектировавшееся Совещанием право уездных собраний назначать суточные и прогонные своим губернским гласным, в чем особенно остро нуждались представители от крестьянских обществ. "Большинство" Комиссии отказалось от предположения Совещания о выборности председателей земских собраний и признало требование "дворянской партии" о замещении должности председателя уездного присутствия и уездного земского собрания предводителем дворянства. Однако представители сословно-крепостнических интересов не провели в Кахановской комиссии всех своих требований, основные из них — преобразование земского представительства на сословном начале и объединение судебной и административной власти на низших инстанциях управления — были отклонены "большинством". Это, как видно, и послужило причиной роспуска Комиссии. Но определенное влияние на ее работу они оказали. "Вестник Европы" писал: "В -работу Комиссии "новые" элементы (т. е. "сведущие люди") ворвались с достаточной силой, чтобы не оставить камня на камне в предложениях Совещания, но все же не с таким полновластием, чтобы поставить на их место другое, сколько-нибудь стройное дело".

Частные уступки программным заявлениям дворянской крепостнической реакции не могли удовлетворить Д. А. Толстого, непримиримого врага "либеральных" правлений своих предшественников, с которыми было связано само появление Кахановской комиссии и все направление ее законодательных работ. 1 мая 1885 г. Комиссия была закрыта. "Русская мысль" заметила по этому поводу, что Комиссия "пережила '.мысль о своем учреждении... еще год назад в обществе привыкли, что призвание ее окончено". Если назначение Толстого министром внутренних дел означало открытый переход к реакции, то роспуск Кахановской комиссии свидетельствовал о намерении правительства приступить к общему пересмотру буржуазного законодательства.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: