Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д. (Широкие познавательные мотивы проявляются как ориентация ребенка на эрудицию. Т.е. примером может служить интерес ребенка к совершенно различным сферам, к познанию окружающего мира к целом, его устройства, законов функционирования. Примерами интересов разного уровня может служить увлечение музыкой. Ребенок может быть увлечен игрой на интструментах в целом и пробует учиться играть на нескольких сразу, но поверхностно, или же выбирает себе конкретный инструмент и совершенствуется в мастерстве игры только на нем, пробует самостоятельно сочинять произведение).

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. (примером может служить интерес к какой-то конкретной научной дисциплине. Для курсантов это может быть интерес к тактике ведения боя. Для учащихся примером может служить увлечение математикой, где ребенок сам пробует осваивать новые формулы, теоремы и пробует применять их на практике, пробует решить задание различными способами).

3 ) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. (примером может выступать интерес ребенка к какому-либо виду спорта или интерес к мировой истории. В данном случае учащийся будет ориентирован на самостоятельное получение знаний по интересующему вопросу);

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. (К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии, например, профессии военного);

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет (Примером для курсантов может служить получение высокого офицерского звания, что позволит не только завоевать определенное положение в отношениях с окружающими, но и заслужить авторитет. Примером для школьника может служить стремление к получению престижной, высокооплачиваемой профессии, которая позволит ему занять определенное положение в обществе).

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. (примером для военных может служить стремление курсантов стать старшиной группы, что позволит выстроить особенные отношения как с группой, так и с преподавателями и офицерским составом. Примером для учащихся может быть староста класса, неформальных лидер группы или акитивист, который участвует в различных школьных мероприятиях).

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. В целом надо отметить, что учебная деятельность – полимотивирована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: