Уровни интереса по его локализации (Щукина Г.Н.)

· аморфная, неясная локализация, выражающаяся в утверждении, что «в школе все интересно», в общем интересе к учению, требующем для своего подтверждения побуждений извне;

· широкая локализация, когда школьники с удовольствием работают над разными учебными предметами и заданиями, активно ищут дополнительные знания и за пределами школьных программ, обнаруживают широкую любознательность при отсутствии глубины познания. (Примером здесь может быть ребенок-эрудит, который интересуется всем понемногу, но не углубляет свои знания ни в какой из сфер);

· наличие локализованных стержневых интересов, когда школьники сосредоточены на одном-двух смежных или далеких учебных предметах. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор профессии, представляют большую ценность для личности.

В качестве динамических характеристик мотивов выступают:

1. Устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них. Безусловно, мы должны стремиться к тому, чтобы социально ценные мотивы стали устойчивым личностным образованием школьника.

Приведем описанные в литературе уровни устойчивости.

· Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес остывает при выходе учащегося из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и не оставляет особого следа в структуре личности (например, ситуативный интерес к учению может проявляться тогда, когда урок интересно организован, задания подаются в необычной форме или его проводит новый, незнакомый учитель);

· Интерес становится относительно устойчивым, связанным с определенным кругом предметов, заданий (например, при изучении биологии у ребенка получает решать биологические задачи по генетике, в результате чего у него появляется интерес к этому разделу биологии)

· Интерес достаточно устойчив и проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.

2. Сила мотива. Выражается в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, помехоустойчивости и т. д. ребенок выполняет учебное задание, несмотря на шум или громкую музыку, которые выступают как помехи.

3. Эмоциональная окраска (положительное или отрицательное отношение к обучению). Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. Под отрицательной мотивацией подразумеваются побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться (Например, напоминания, плохие отметки и выговоры, «завал» сессии, угроза отчисления, неприятные переживания, вызванные упреками окружающих). Положительная мотивация связана с выполнением учащимся социально значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими (Например, в качестве положительной мотивации может выступать похвала со стороны значимых близких, награда, уважение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: