Проявление мотивов учения в учебном процессе

Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

Познавательные мотивы имеют следующие проявления:

1) широкие познавательные мотивы:

реальное успешное выполнение учебных заданий;

положительная реакция на повышение, учителем трудности задания;

обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию;

отношение к необязательным заданиям;

обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене;

2) учебно-познавательные мотивы:

самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;

возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата;

характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса;

интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия;

интерес к анализу собственных ошибок;

самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования:

обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов;

все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).

Социальные мотивы проявляются иным образом:

1) социальные широкие мотивы:

поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;

включение в разные виды общественно-политической и общественно полезной деятельности; участие в играх с социальными сюжетами (например, «Зарница» и др.);

2) социальные позиционные мотивы:

стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращению к товарищу в ходе учения;

намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;

количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы;

отклик на просьбу товарища о помощи;

принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе;

реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензирозании;

3) мотивы социального сотрудничества:

стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их,

интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе и стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов,

интерес к переключению с индивидуальной работы к коллективной и обратно.

Разные проявления в учебном процессе имеют мотивы «знаемые», т. е. только осознаваемые школьниками, и мотивы реально действующие.

«Знаемые» мотивы выражаются в умении школьника осознать и сформулировать суждение о том, ради,чего и для чего он учится, умении соотносить свои мотивы, мотивы и цели, умении выстроить свои мотивы по степени значимости (ранжировать их).

Реально действующие мотивы проявляются в успеваемости и посещаемости, в причинах пропусков занятий, реальной активности в познавательной и общественной деятельности, длительности учебной работы и ее развернутости по всем компонентам, отношении к перерывам в работе, выполнении дополнительных заданий, выяснении непонятных вопросов в классе после звонка, числе и характере вопросов к учителю, поднятии рук, репликах, самостоятельном стремлении без прямого требования учителя включиться в обсуждение на уроке для дополнения, исправления, самостоятельном стремлении к ответу на.уроке, действиях и движениях, носящих ориентировочный характер (всматривание, вслушивание, ощупывание и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: