Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.
Познавательные мотивы имеют следующие проявления:
1) широкие познавательные мотивы:
реальное успешное выполнение учебных заданий;
положительная реакция на повышение, учителем трудности задания;
обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию;
отношение к необязательным заданиям;
обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене;
2) учебно-познавательные мотивы:
самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;
возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата;
характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса;
интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия;
интерес к анализу собственных ошибок;
самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
|
|
3) мотивы самообразования:
обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов;
все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).
Социальные мотивы проявляются иным образом:
1) социальные широкие мотивы:
поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;
включение в разные виды общественно-политической и общественно полезной деятельности; участие в играх с социальными сюжетами (например, «Зарница» и др.);
2) социальные позиционные мотивы:
стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращению к товарищу в ходе учения;
намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;
количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы;
отклик на просьбу товарища о помощи;
принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе;
реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензирозании;
3) мотивы социального сотрудничества:
стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их,
интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе и стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов,
интерес к переключению с индивидуальной работы к коллективной и обратно.
|
|
Разные проявления в учебном процессе имеют мотивы «знаемые», т. е. только осознаваемые школьниками, и мотивы реально действующие.
«Знаемые» мотивы выражаются в умении школьника осознать и сформулировать суждение о том, ради,чего и для чего он учится, умении соотносить свои мотивы, мотивы и цели, умении выстроить свои мотивы по степени значимости (ранжировать их).
Реально действующие мотивы проявляются в успеваемости и посещаемости, в причинах пропусков занятий, реальной активности в познавательной и общественной деятельности, длительности учебной работы и ее развернутости по всем компонентам, отношении к перерывам в работе, выполнении дополнительных заданий, выяснении непонятных вопросов в классе после звонка, числе и характере вопросов к учителю, поднятии рук, репликах, самостоятельном стремлении без прямого требования учителя включиться в обсуждение на уроке для дополнения, исправления, самостоятельном стремлении к ответу на.уроке, действиях и движениях, носящих ориентировочный характер (всматривание, вслушивание, ощупывание и т. д.).