Тема: Учебная мотивация
План:
1. Общая характеристика мотивации. Учебная мотивация, виды мотивов учения.
2. Содержательные и динамические характеристики мотивов учения.
3. Проявления мотивов учения в учебном процессе.
4. Пути и факторы формирования мотивации
5. Возрастные особенности мотивации учения (по А.К. Марковой).
6. Интерес в мотивационной сфере (дополнительный пункт)
Общая характеристика мотивации. Учебная мотивация, виды мотивов учения
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности, мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения мотивации
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию;
Мотивация (по Ильину) – процесс формирования мотива.
|
|
Мотивация (по А.Б. Орлову) – процесс детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности).
Учебная мотивация
Мотив учения – направленность на различные стороны учебной деятельности, которая формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Она определяется:
• самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
• организацией образовательного процесса;
• субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
• субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
• спецификой учебного предмета.
Виды мотивов учения
1. Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием учебной деятельности (некоторые примеры внешней мотивации могут включать в себя деньги, славу, соперничество, похвалу или даже страх наказания. Например, когда ребенок боится наказания от родителей, если не выполнит уроки или если получит плохую оценку).
2. Внутренняя мотивация — мотивация, связанная с содержанием учебной деятельности. (Примером внутренней мотивации может служить любое дело, которым вы готовы заниматься долго и без особых усилий, получая от этого удовольствие. Сюда можно отнести занятия спортом, увлечение географией, историей, музыкой и т.д. К внутренней мотивации еще можно отнести выполнение работы без особого на то желания, но под действием личностных качеств характера: силы воли и понимания, что это работа так необходима на пути к успеху).
|
|