double arrow

Содержательные и динамические характеристики мотивов учения

Динамическая (энергетическая) и содержательно-смысловая стороны мотивации образуют единство.

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

I) наличие личностного смысла учения для ученика. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика, т. е. придает его учению личностный смысл. (Например, если при изучении математики у ученика есть понимание того, что без этого предмета он не поступит в ВУЗ и не получит желаемую профессию).

2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой — личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость для школьника, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности. Если тот или иной мотив не оказывает реального влияния на ход учения, хотя ребенок может назвать этот мотив, психологи говорят о «только знаемых» (А. Н. Леонтьев) мотивах учения. Чаще всего «знаемые» мотивы сообщаются школьнику взрослыми — учителем, родителями, а реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения школьника в различные виды деятельности. (примером реально действующего мотива может быть занятие школьника спотом. Он знает, что занятие спортом поможет ему укрепить здоровье, получить подтянутое тело и хорошую осанку. Примером знаемого мотива может быть то, что ученик знает о том, что спорт помогает улучшить здоровье и развить мускулатуру, но не занимается).

3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным. Конечно, надо стремиться к тому, чтобы доминирующими у учащегося стали зрелые виды социальных и познавательных мотивов — мотивы долга перед обществом и окружающими людьми, мотивы самообразования и самовоспитания (пример ведущего мотива – мотив окончания школы с хорошим аттестатом, чтобы без проблем поступить в ВУЗ. Этот мотив прослеживается через всю деятельность ребенка. Мотив окончания школы с хорошим аттестатом может выступать и в качестве второстепенного мотива, когда доминирующим для ребенка является, например, мотив получения музыкального образования или желание уйти в большой спорт).

4) самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, т. е. как внешний. Например, у школьника может присутствовать мотив овладения новыми способами добывания знаний, но он актуализируется только при напоминании учителя, при создании им соответствующих учебных, ситуаций. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, его побуждения к деятельности. С другой стороны, побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания учителя мотив у ученика не актуализируется, то можно говорить о том, что этот мотив пока является внешним для ученика. При анализе соотношения внешних и внутренних, мотивов важно иметь в виду еще один нюанс. Мотив социального одобрения, например хорошая отметка, является внешним мотивом для содержания процесса учения, но не является внешним мотивом для самого ученика;

5) уровень осознания мотива. Далеко не всегда учащиеся умеют осознавать свои мотивы. Но иногда школьники, особенно подросткового возраста, не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, или прикрываясь безразличием к учебной работе, или выдавая вымышленные мотивы за подлинные. Учителю надо иметь в виду, что следует подводить школьника к осознанию ведущих, социально значимых мотивов. Но всегда остаются и неосознаваемые побуждения, которые реально также оказывают влияние на поведение всякого человека. (Например, при стремлении добиться успеха в каком-либо виде деятельности учащийся не всегда может осознавать мотив соперничества с другим успешным учеником или самоутверждения).

6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: