Итак, каковы же результаты действия Федерального конституционного закона 2001 г.?

За прошедшие годы имело место принятие 5 федеральных конституционных законов на базе объединения субъектов Российской Федерации и создания на этой основе новых субъектов РФ:

1) 25 марта 2004 г. появляется Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» ((в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2005 и 12.04.2006).

Согласно ст. 2 новый субъект Российской Федерации имеет наименование Пермский край. Наименование нового субъекта Российской Федерации - Пермский край подлежит включению в часть 1 ст. 65 Конституции РФ.

Новый субъект Российской Федерации имеет статус края. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 декабря 2005 года.

Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как административно-территориальная единица края с единой территорией и особым статусом, определяемым Уставом Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Пермского края являются правопреемниками органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с иностранными государствами и международными организациями по вопросам собственности и обязательств Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, а также по иным вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 со дня образования Пермского края и до завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Пермского края первого созыва, но не позднее 31 января 2007 года, действовал переходный период образования Пермского края. В течение переходного периода осуществлено формирование органов государственной власти Пермского края, а также завершалось урегулирование иных вопросов.

2) 14 октября 2005 г. появляется Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».

В ст. 1 Закона говорится, что образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации.

Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 января 2007 года.

Новый субъект Российской Федерации имеет наименование Красноярский край (но он и был таковым).

А вот что произошло с округами, любопытно: согласно ст. 5 «Статус территорий Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в новом субъекте Российской Федерации»:

«1. В составе нового субъекта Российской Федерации в границах территорий Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа создаются административно-территориальные единицы с особым статусом.

2. Статус административно-территориальных единиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом устанавливается федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации.

3. Порядок формирования и функционирования органов местного самоуправления муниципальных образований в границах административно-территориальных единиц с особым статусом в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом определяется федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации, а также уставами указанных муниципальных образований.

4. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти нового субъекта Российской Федерации оказывают помощь коренным малочисленным народам в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур, в том числе путем наделения муниципальных образований государственными полномочиями в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территориях данных муниципальных образований.

5. В границах административно-территориальных единиц с особым статусом могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Комментарий: В приведенных нормах достаточно наглядно конституционно-правовое противоречие. По пункту 1 статьи 5 бывшие автономные округа получили статус административно-территориальных единиц с особым статусом. Но по пункту 3 в рамках этих единиц существуют, оказывается, муниципальные образования. Но по ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такое трудно представить. А главное: чем различается статусы административно-территориальной единицы с особым статусом и муниципального образования?

3) 30 декабря 2006 г. появляется Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».

Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 января 2008 года. Новый субъект Российской Федерации имеет наименование Иркутская область.

В составе нового субъекта Российской Федерации в границах территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом - Усть-Ордынский Бурятский округ (далее - административно-территориальная единица с особым статусом).

2. Статус административно-территориальной единицы, указанной в части 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом устанавливается федеральными законами, уставом и законами нового субъекта Российской Федерации.

4) 12 июля 2006 г. появляется Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа».

Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 июля 2007 года. Новый субъект Российской Федерации имеет наименование Камчатский край.

В составе Камчатского края в границах территории Корякского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом - Корякский округ. Статус указанной административно-территориальной единицы в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом устанавливается федеральными законами, уставом и законами Камчатского края.

5) 21 июля 2007 г. появляется Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»

Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 марта 2008 года. Новый субъект Российской Федерации имеет наименование Забайкальский край.

В составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом - Агинский Бурятский округ (далее - административно-территориальная единица с особым статусом).

Из многих вопросов, которые пришлось решать в связи с образованием новых субъектов Российской Федерации, один представляет особый интерес – это вопрос о правопреемстве.

Постепенно вырисовывается картина так называемого конституционного правопреемства, она достаточно хорошо видна по последнему случаю – образованию Забайкальского края и состоит в следующих позициях.

Во-первых, край в целом становится правопреемником Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в том числе в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами. Указанное положение распространяется в том числе на право собственности, права акционера (участника) хозяйственных обществ, исключительные права, а также на иные права и обязанности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Во-вторых, органы государственной власти и иные государственные органы Забайкальского края становятся правопреемниками органов государственной власти и иных государственных органов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти иностранных государств, органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами. Указанное положение распространяется в том числе на полномочия собственника государственного имущества, права акционера (участника) хозяйственных обществ, исключительные права, а также на иные права и обязанности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, осуществлявшиеся органами государственной власти и другими государственными органами Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

В-третьих, право собственности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа на имущество государственной казны указанных субъектов Российской Федерации, на имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, исключительные права, а также иные права и обязанности переходят к Забайкальскому краю на основании настоящего Федерального конституционного закона со дня образования Забайкальского края. При этом передаточный акт не составляется.

К правоотношениям, возникающим при переходе прав на имущество Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа к Забайкальскому краю в соответствии с настоящей статьей, применяются нормы законодательства Российской Федерации, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, а также регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Изменения в учредительные документы учреждений, унитарных предприятий, а также в учредительные и другие документы иных организаций в связи с переходом права собственности, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, иных прав и обязанностей Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа к Забайкальскому краю вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок не позднее 31 декабря 2009 года.

Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.

В-четвертых, вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Федеральным конституционным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, подлежат урегулированию договорами и соглашениями, заключаемыми органами государственной власти Забайкальского края с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти иностранных государств, органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: