Вопросы субъектного состав Российской Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации

Нормативные акты:

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г., в ред. Федерального закона от 31 октября 2005 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. (с изменениями и дополнениями).

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. (с изменениями и дополнениями).

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г.

О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Конституции РФ: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Часть 5 ст. 66 гласит: «5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом».

Согласно ч. 1 ст. 137: «1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».

Из трех вариантов, предусмотренных ч. 1 ст. 137, принятие и образование нового субъекта РФ, подлежащие регулированию специальным федеральным конституционным законом, воплощены в законодательстве – см. об этом далее. Третий вариант – изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ – еще не нашел отражения в специальном нормативном акте и вызывает немало вопросов (интересующиеся могут ознакомиться со статьей: Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2003. № 2).

Мы переходим к рассмотрению вопросов, связанных с принятием и образованием нового (новых) субъекта (субъектов) Российской Федерации. Специальным нормативным правовым актом по данным вопросам является

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 октября 2005 г. № 7-ФКЗ) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части».

Как видим, принятие четко обозначено с включением в состав Российской Федерации иностранной территории в виде иностранного государства или его части. Несколько смущает термин присоединение, который сам по себе допускает как добровольное вхождение в Российскую Федерацию иностранного государства или части его территории, так и принудительное включение таких территорий в Российскую Федерацию. Но как показывает дальнейший анализ Закона, он исходит из добровольного варианта.

Образование нового субъекта: предшествующая практика своей страны свидетельствует о том, что было несколько путей возникновения новых субъектов федеративного государства или новых крупных административно-территориальных единиц, потом становившихся субъектами такого государства:

- разделение единого субъекта на два новых (пример: на смену единой Чечено-Ингушской республике пришли две – Чеченская и Ингушская);

- объединение двух субъектов в один новый (пример – в истории Карачаево-Черкесской республики были период отдельного существования карачаевской и черкесской автономий);

- выделение субъекта из состава другого субъекта или включение в состав другого субъекта соответственно с повышением или понижением статуса (примеры: в истории Союза ССР было время вхождения Карело-Финской автономной республики в состав РСФСР, выделение ее в самостоятельную республику в составе СССР, преобразование в Карельскую АССР с вхождением ее в состав РСФСР);

- возможность образования новой территории путем объединения («собирания») в нее нескольких соседних территорий или, в свою очередь, разделение этой территории на несколько более мелких территорий (примеры – создание во времена СССР крупных территорий на основе совнархозов и затем восстановление прежних территорий).

Поэтому ФКЗ 2001 года осторожно подошел к формулированию понятийного ряда и назвал образованием нового субъекта «изменение состава субъектов Российской Федерации».

Однако эта «осторожность» тут же утрачена в ст. 5 Закона «Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта». Она четко гласит:

«1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации».

Можно сделать вывод, что в Законе сознательноисключены иные способы образования нового субъекта Российской Федерации. В этом плане остается только желать, чтобы такие способы в жизни не возникали, поскольку это незамедлительно поведет к локальным конфликтам. Примеры: есть националистические настроенные политики в Карачаево-Черкессии, которые хотят отделения Черкессии; такое же периодически наблюдается в Кабардино-Балкарии с желанием отделиться Балкарии).

В свою очередь в Горном Алтае и Адыгее есть политики, настроенные на возвращение в качестве автономии в состав соответствующих краев, где как положения Закона могут быть использованы.

Обратим внимание на особенности нормативной основы процессов принятия и образования. Конституция РФ и названный Федеральный конституционный закон 2001 года являются лишь общей основой соответствующих процессов. Далее она состоит из таких актов (согласно ст. 2):

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

Таким образом, очевидно, что принятие нового субъекта – это сначала международно-правовой процесс, предполагающий согласование воли Российской Федерации и другого государства, далее – внутригосударственный процесс Российской Федерации. Что касается образования нового субъекта – это только внутригосударственный процесс.

Однако в ходе принятия нового субъекта в Российскую Федерацию связь международного и внутригосударственного процессов надо видеть не только в том, что принятие предполагает тут же определение статуса нового субъекта и это надо сделать специальным федеральным конституционным законом. Может быть и так, что принимаемый субъект хочет объединиться с существующим субъектом РФ в новый субъект РФ. И возникает вопрос: всё делать в два этапа с разрывом по времени или же решать вопросы одномоментно.

Пример: Южная Осетия захочет стать субъектом Российской Федерации и объединиться с Северной Осетией в одну республику в составе Российской Федерации; надо ли в этом случае проводить на ее территории референдум с двумя вопросами, а также референдум на территории Северной Осетии? Или же сначала пусть войдет в состав РФ как субъект, и спустя некоторое время, если обе осетинские республики захотят, они объединятся в одну республику?

Федеральный конституционный закон 2001 г. в ст. 3 «Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта» назвал следующие условия соответствующих процессов:

Во-первых, это добровольность: «1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе».

Во-вторых, это учет государственных интересов России и иных важных факторов: «2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности».

Хотелось бы обратить внимание на последний фактор – социально-экономические возможности субъектов Российской Федерации. В своем курсе конституционного права мы рассматриваем условия образования нового субъекта Российской Федерации. При этом предлагается учитывать социально-экономический потенциал субъектов Российской Федерации, в том числе и вновь создаваемых, в также роль этого потенциала в экономическом и социальном развитии Российской Федерации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: