Роль трудового коллектива в создании безопасных условий труда

Важную роль в создании безопасных условий труда играет трудовой коллектив и его руководитель.

Под термином коллектив (от лат. Collectivus - собирательный) понимают группу людей, достигшей в процессе совместной деятельности высокой эффективности благодаря сработанности, совместимости, характеру межличностных отношений.

Определяющими в регуляции совместной деятельности являются такие факторы как специфика и сложность задач, продолжительность совместной деятельности, количественный состав группы, взаимосвязь между членами группы, функциональная структура группы, степень изолированности и автономности группы.

Внутреннее единство работников группы определяет уровень их совместимости и сработанности. Совместимость - это результат взаимодействия работников, который означает максимально субъективное удовлетворение членов группы друг другом. Субъективная удовлетворенность - это главный признак совместимости.

Истощение - это результат взаимодействия конкретных участников деятельности. Оно определяется производительностью, эмоционально-энергетическими затратами и удовлетворенностью собой, партнером и содержанию деятельности. Истощение характеризуется удовольствием содержанием деятельности, совместимость - удовольствием общения. Речь идет о разной направленности членов группы - на содержание деятельности или на межличностные отношения.

Результатом межличностных отношений и совместной деятельности является психологический климат в коллективе.

Психологический климат можно рассматривать как результат групповой совместимости, который характеризуется психологическими показателями сплоченности группы людей, которая обеспечивает согласованность и бесконфликтность общения.

Психологический климат проявляется в формировании общего мнения, оценки людей и событий, действий и настроений, отношения к безопасности труда.

Комфортный психологический климат способствует сохранению здоровья членов трудового коллектива, обеспечивает чувство ответственности и долга, товарищескую взаимопомощь, самокритичность, требовательность к себе и другому в интересах коллектива. Человек может понять собственную ценность только тогда, когда его дела приобретают значимости, имеют определенную ценность для других. Самооценка растет на основании отношений с окружающими и является одной из форм проявления психологического климата.

Психологический климат можно определять через удовлетворенность межличностными отношениями по вертикали (руководитель - подчиненные) и горизонтали (исполнители).

На межличностные отношения влияют ролевые тенденции участников процесса управления. Важнейшая из них - руководитель-лидер. Уверенность, оптимизм лидера улучшает атмосферу взаимоотношений в организации, коллективе, способствует повышению производительности и безопасности труда. Опытные лидеры не сомневаются в выполнении заданий. Они воплощают уверенность в работников. Очень важное значение имеют моральные и нравственные качества лидера. Он должен иметь индивидуальный подход к сотрудникам. Руководитель делегирует соответствующие полномочия работникам, поддерживает и поощряет их, повышает их уверенность в собственных силах.

Поэтому следует отметить, что большой вред вызывает незаслуженное назначения неподготовленных и некомпетентных людей в руководство трудовым коллективом. Когда руководитель пользуется авторитетом и доверием коллектива, то все решения считаются действительно верными, и работники выполняют их с полной отдачей физических и психических усилий, не допуская опасных ситуаций.

Одна из основных задач руководителя - создание условий для укрепления межличностных связей, сила которых повышает показатель уровня развития коллектива.

В каждом коллективе всегда находится человек или группа людей, интересы которых не совпадают с другими. Они составляют ряд оппонентов. Теория управления утверждает, что при наличии 30% недовольных или критически настроенных лиц в коллективе начинается дезорганизация, а при наличии 50% - наступает кризис порождает конфликт.

Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мнений оппонентов. Конфликты проникают через психическое напряжение.

Наиболее распространенным типом конфликта является межличностный. Общая служебная деятельность объединяет в группы людей с различными чертами характера и разным интеллектом и воспитанием. Иногда они совсем не могут сотрудничать через психологическую несовместимость.

Конфликт между личностью и группой возможен тогда, когда ожидания личности не совпадают с принятыми группой установками. Бывают ситуации, когда человек считает свою идею ценной, а группа этого не воспринимает. Конфликт между руководителем и исполнителями возникает, если незаслуженно применены меры наказания или вознаграждения.

Конфликты в коллективе снижают не только эффективность трудового процесса, но и приводят к нервно-эмоциональному напряжению, развитию стрессовых ситуаций, пренебрежению правилами техники безопасности и требованиями охраны труда и создают опасные и несчастные случаи.

Комфортный психологический климат в коллективе играет важную роль и в создании безопасных условий труда. Эта роль настолько велика, что можно говорить о коллективах устойчивые и неустойчивые к опасности. В коллективах должна обеспечиваться максимальная добросовестность выполнения обязанностей, налаживание доброжелательных межличностных отношений, наработки правильного коллективного отношение к требованиям охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: