1) В чём состоит сущность иррационализма философии:
Вера – это парадокс, согласно которому единичный индивид стоит в абсолютном отношении к абсолюту. Вера – это чудо, и все же ни один человек не исключен из нее; ибо то в чем соединяется человеческая жизнь, это страсть, вера же поистине есть страсть. Этот парадокс можно выразить и следующим образом: существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта.
2) Каким образом постигает человек различие между добром и злом:
Человек есть синтез душевного и телесного. Однако такой синтез немыслим, если эти два начала не соединяются в чём-то третьем. Это третье есть дух. Но каковы же тогда отношение человека к такой двусмысленной силе, как относится дух к себе самому. Он относится, как страх. Стать свободным от самого себя – не может; постичь себя самого он также не может, пока он имеет себя вне себя самого; человек не может и погрузить в растительное состояние, ибо он определен как дух; он не способен и ускользнуть от страха, ибо он его любит; но он и не способен действительно любить его, ибо он от него ускользает. Тут невинность достигает своей вершины. Она есть неведение, которое определено как дух; однако при этом она есть страх, поскольку её неведение относится к ничему.
|
|
3) Что обретает человеческая личность, совершив абсолютный выбор:
Выбор сам по себе имеет решающее значение для внутреннего содержания личность: делая выбор, она вся наполняется выбранным, если же она не выбирает, то чахнет и гибнет. Выбираемое находится в самой тесной связи с выбирающим, и в то время, когда перед человеком стоит жизненная дилемма или –или, самая жизнь продолжает ведь увлекать его по своему течению, так, что, чем более он будет медлить с решением вопроса о выборе, тем труднее и сложнее становится этот последний, несмотря на неустанную деятельность мышления, посредством которого человек надеется яснее и определеннее разграничить понятия или-или. Где только речь идет о выборе, там выдвигаются и этические вопросы, и единственный абсолютный выбор, это – выбор между добром и злом, благодаря которому человек разом вступает в область этике. Выбор же эстетика или совершается непосредственно и потому не выбор, или теряется во множестве предметов выбора.