Заключение. Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью

Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия и пути его достижения.

Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятором жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира. В процессе развития представления философов о бытии человека и мира пришли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но изыскания еще не завершены, поскольку нет одного, точно определенного, всеобъемлющего представления о том, что же такое реальность, жизнь, бытие.

Постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.

Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности внечеловеческих разновидностей бытия. Такая, казалось бы, человекомерная трактовка бытия оказывается при более пристальном рассмотрении отнюдь не антропоморфной. Дело в том, что современная наука, в том числе и философия, вышла на обоснование уникальности каждого индивида, а соответственно, и существования этого индивида, то есть бытия.

Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия – это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: