Г.М. Андреева даёт следующее определение группы: группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.
определение Дж. Мак-Граса: группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определённой мерой активности взаимодействуют друг с другом.
признаки группы:
· наличие структуры;
· наличие организации;
· активное взаимодействие членов группы;
· осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы»
Рассмотрим основные характеристики группы:
- размер группы – количественный состав членов группы
- композиция – индивидуальный состав группы, т.е. возрастные, профессиональные или социальные характеристики ее членов.
- структура группы – система взаимосвязей между членами группы (структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций);
Рис.1. Различные виды групповой структуры
- групповая динамика включает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе (формирование ролей, давление группы на ее участников и др.);
- групповыми нормами называются общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы
- групповые санкции – механизмы, при помощи которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм (поощрительные (позитивные) и запретительные (негативные)).
Рассмотрим классификацию групп (рис.) 
Условные (номинальные) группы объединяют людей, которые не имеют никаких взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда друг друга не видеть, но имеют общие социальные и психологические характеристики. Это искусственно выделяемые исследователем объединение людей.
Реальные группы – действительно существующие объединения людей.
Естественные группы возникают сами по себе, исходя из потребностей общества или входящих в группы людей, независимо от желания экспериментатора.
Лабораторные группы создаются экспериментатором для проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только в лаборатории, временно.
Большие группы могут быть представлены 1) устойчивыми общностями, сложившимися в ходе истории развития: государствами, народностями, партиями, классами, выделяемым по профессиональным, экономическим, религиозным и другим признакам, или 2) стихийно возникшими, кратковременно существующими общностями (толпа, публика, аудитория).
В отличие от больших групп малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами (2-20-30 чел.). Малая группа имеет относительно простое строение: в ней, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или руководитель (если официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы (семья, трудовой коллектив, компания друзей). Малую группу характеризуется психологической и поведенческой общностью ее членов, которая может обнаруживаться как во внешних характеристиках (территориальная общность соседей), так и в достаточно глубоких внутренних.
Наиболее распространенными из классификаций являются три:
1) деление малых групп на первичные и вторичные,
2) деление на «формальные» и «неформальные»,
3) на «группы членства» и «референтные».
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функции.
Формальные группы создаются целенаправленно и действуют в рамках официально признанных организаций (школьный класс, бухгалтерский отдел и т.д.). В малой группе четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно четко распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти («вертикаль»). Цели формальной группы базируются на основе задач, стоящих перед организацией.
Неформальные группы возникают, как правило, стихийно, не имеют четко определенного статуса в обществе, не выполняют однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Цели неформальных групп существуют на базе личных интересов ее участников.
Неофициальная группа может существовать внутри формальной (компания друзей в школьном классе), тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.
Референтной называется группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать.
Референтная группа выполняет 2 функции:
1) сравнительная (человек сравнивает себя с группой),
2) нормативная (индивид придерживается ее норм и ценностей).
В группах членства человек присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет принятые в них установок и ценностей.
Важнейшей основой классификации группы является уровень группового развития. В зависимости от уровня развития различают:
1) слаборазвитые группы (нет достаточной психологической общности, налаженных отношений, признанных лидеров, четкого распределения обязанностей, эффективного взаимодействия),
2) высокоразвитые группы (отвечают вышеперечисленным требованиям). Особое место занимают коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности.
Основные признаки коллектива:
1) объединение людей во имя социально одобряемой цели,
2) наличие добровольного характера объединения,
3) целостность (система деятельности с присущей ей организацией, распределением ролей),
4) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Развитие малой группы
Стратометрическая концепция А.В. Петровского - процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.
В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А.В. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: диффузная группа, ассоциация (просоциальная или асоциальная), корпорация, и кооперация
Диффузная группа — общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. Например, случайное собрание людей в очереди, в автобусе.
Просоциальная ассоциация — группа, где межличностные отношения незначительно опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Например, учебная группа в начале обучения, терапевтическая группа в начале лечения у врача.
Коллектив — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
Корпорация – группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп. Примером может быть фирма, направленная на получение прибыли.
Асоциальная ассоциация —общность, где взаимоотношения людей мало опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. К примеру, компания агрессивно настроенных подростков.
Антиобщественная корпорация — это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Например, организованная и активно действующая мафия.
Механизмы групповой динамики показывают, посредством чего происходит развитие группы. Выделяют следующие механизмы групповой динамики.
1) Разрешение внутригрупповых противоречий:
- между возрастающими потенциальными возможностями группы и её актуальной деятельностью;
- между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включению личности в групповую структуру и интеграции её с группой.
2 ) «Идиосинкразический кредит» представляет собой своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. Предоставляется членам группы, имеющим высокий статус и является одним из условий внедрения в жизнь группы элементов нового (инноваций).
3) Психологический обмен (обмен материальными и духовными ценностями, психическими состояниями и т.д.).