Заключение. Техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна

Техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, чему она служит, чего от неё хочет человек, подчинивший себе технику, и как он проявит себя с её помощью.

Техника стала независимой от людей, довлеющей над человечеством силой. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Он попал под её власть, не заметив того, как и когда это произошло.

На место жесткой природной необходимости ныне становятся вызванные самими же людьми такая же жесткая необходимость и непредсказуемые побочные последствия - такие, как ухудшение состояния окружающей среды и нехватка ресурсов.

Совершенно очевидно, замечает Ясперс, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности. Демонизм техники может быть преодолен только путем проникновения в сущность техники. Может быть, человек когда-нибудь преодолеет «демонизм» техники, то есть исключит возможности её непредвиденного развития. Хотя во всех случаях, когда пытаются устранить техническое неблагополучие с помощью техники, то есть преодолеть технику техникой, это неблагополучие может усиливаться.

В ходе преобразования всей трудовой деятельности человека техника преобразует и самого человека. Вся дальнейшая судьба человечества зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, начиная от организации доступного ему целого до его собственного поведения в каждую данную минуту.

В целом феномен техники - не только опасность, но и задача. Нет ли таких истоков человеческой жизни, которые помогут в конечном итоге подчинить человеку всю сферу техники, вместо того, чтобы рабски подчиняться ей? – задает риторический вопрос философ. Ведь техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто; в качестве самостоятельной сущности - это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство самоуничтожения людей или что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже всё поглотил и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого содержания событий? Только наша человеческая сущность – залог того, что это в целом невозможно.

Смысл новой реальности должен быть отчетливо понят философской мыслью. Последняя создает, правда, только идеи, отношения, оценки, возможности для отдельного человека, однако эти отдельные люди могут сыграть решающую роль в ходе развития событий.


Список литературы

1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 448 стр.

2. Жукова Е.А. Hi-Tech: феномен, функции, формы. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. – 376 стр.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. Москва: «Издательство ПРИОР», 2001. – 428 стр.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. – Москва: «Логос», 2000. – 320 стр.

5. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие. Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – 464 стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: