Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
№ пп
| Раздел
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы и содержание
| Дата
|
По факту
| По плану
|
|
| Введение. Знакомство с учебником
|
| Основные темы: произведения о родине;
о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях.основное содержание изученных произведений, их авторов.
Пролог в художественном произведении.
|
|
|
| Раздел №1. Любимые книги(8ч).
| Г. Сапгир «Вчера, сегодня, завтра»
|
| Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Различение жанров произведений: повесть. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
|
|
|
| Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести
|
|
|
|
| Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести
|
|
|
|
| Е. Велтистов «Приключения Электроника» (главы из книги) Сходство и различие сказочной и фантастической повести
|
|
|
|
| Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
|
|
|
|
| Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1
|
|
|
|
| Вн.чтение «Книги о ребятах сверстнках»
|
|
|
|
| «Что такое детская литература?»
|
|
|
|
| Раздел 2. У истоков русской детской литературы (20ч).
| Зарождение литературы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок)
Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой …»
|
| Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.
|
|
|
| «Повесть временных лет», «Расселение славян»
|
|
|
|
| Славяне и их просветители. «Изобретение славянской азбуки»
|
|
|
|
| «Похвала книгам Ярослава Мудрого»
|
|
|
|
| «Поучение» Владимира Мономаха детям» Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»
|
|
|
|
| Путешествий 1. «17 век. Чудов монастырь» Справщик Савватий – первый детский поэт.
|
|
|
|
| Стихи Савватия Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…
|
|
|
|
| Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика
|
|
|
|
| Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги
|
|
|
|
| Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».
Проверочная работа №2
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. Книги о книгах
|
|
|
|
| С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
|
|
|
|
| А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»
|
|
|
|
| А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»
|
|
|
|
| Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
|
|
|
|
| Сочинение в стиле нравоучительной статьи
|
|
|
|
| Детские стихи
А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе
А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»
|
|
|
|
| Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы
XI–XVIII веков. Проверочная работа №3.
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
|
|
|
|
| Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 3. 19 век. Путешествие продолжается(44).
| Путешествие 3. Москва начала
XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»
|
| Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Различение жанров произведений: басня. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов) Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Различение жанров произведений: басня.. Произведения выдающихся представителей русской литературы.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин).
Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Основные темы детского чтения: произведения о родине. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Произведения выдающихся представителей русской литературы
(М. Ю. Лермонтов).
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Основные темы детского чтения: произведения о природе. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев).
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов).
Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой). Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Произведения выдающихся представителей русской литературы (Л. Н. Толстой) Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста.
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.
Основные темы детского чтения: произведения о родине. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Устное изложение текста по плану.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. П. Чехов)
|
|
|
| И. Крылов «Квартет».
|
|
|
|
| Обобщение по теме «Басни Крылова». Характерные особенности жанра басни.
|
|
|
|
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
|
|
|
|
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
|
|
|
|
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
|
|
|
|
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
|
|
|
|
| Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой
|
|
|
|
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
|
|
|
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
|
|
|
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
|
|
|
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
|
|
|
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
|
|
|
|
| В. А. Жуковский «Спящая царевна»
|
|
|
|
| Литературные сказки. Поэтическое состязание
А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение)
|
|
|
|
| В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)
|
|
|
|
| Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю)
|
|
|
|
| А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)
|
|
|
|
| Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)
|
|
|
|
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
|
|
|
|
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
|
|
|
|
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
|
|
|
|
| Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого,
А. Плещеева о природе
|
|
|
|
| Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе
|
|
|
|
| Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
|
|
|
|
| Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
|
|
|
|
| Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги
|
|
|
|
| Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»
|
|
|
|
| Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»
|
|
|
|
| Практикум. «Учись читать художественную прозу»
|
|
|
|
| К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»
|
|
|
|
| К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»
|
|
|
|
| К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
|
|
|
|
| К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подражание Ушинскому
|
|
|
|
| А. И. Куприн «Слон»
|
|
|
|
| А. И. Куприн «Слон»
|
|
|
|
| А. И. Куприн «Слон»
|
|
|
|
| Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
|
|
|
|
| Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
|
|
|
|
| Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»
|
|
|
|
| Обобщение. Проверочная работа
№ 5 по разделу «Детская литература XIX века»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. Произведения Чехова для детей.
|
|
|
|
| Раздел 4. Детская литература XX века(43).
| Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской
|
| Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Основные темы детского чтения: произведения о детях. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
|
|
|
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (отдельные главы)
|
|
|
|
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (отдельные главы)
|
|
|
|
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение). Образ Лены Икониной
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. «Мир детства»
|
|
|
|
| Путешествие 9. Петроград. 1923 год
|
|
|
|
| Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»
|
|
|
|
| К. Чуковский «Серебряный герб»
(глава 1). Телефон. К. Чуковский «От двух до пяти»
|
|
|
|
| Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»
|
|
|
|
| Юрий Владимиров «Чудаки», Александр Введенский «О рыбаке и судаке»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. «Современные чудаки»
|
|
|
|
| Путешествие 10.«Вокруг Маршака» С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. «Современные детские журналы»
|
|
|
|
| Е. Шварц «Два брата»
|
|
|
|
| Е. Шварц «Два брата»
|
|
|
|
| Е. Шварц «Два брата»
|
|
|
|
| Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).
«Пишу на ту же тему по-своему»
|
|
|
|
| А. Толстой «Фофка»
|
|
|
|
| А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот»
|
|
|
|
| М. Пришвин «Изобретатель»
|
|
|
|
| С. Я. Маршак «Сила жизни»
|
|
|
|
| Р. Киплинг «На далекой Амазонке»
|
|
|
|
| Р. Бёрнс «В горах мое сердце»
|
|
|
|
| С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор
|
|
|
|
| Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10)
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. «Творцы книг»
|
|
|
|
| Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»
|
|
|
|
| А. Барто «Снегирь».
|
|
|
|
| Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
|
|
|
|
| Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
|
|
|
|
| Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»
|
|
|
|
| Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»
|
|
|
|
| Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети»
|
|
|
|
| А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы)
|
|
|
|
| А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы)
|
|
|
|
| А. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы)
|
|
|
|
| Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
|
|
|
|
| Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
|
|
|
|
| Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
|
|
|
|
| Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»
|
|
|
|
| В. Драгунский «Что любит Мишка?»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы
В. Драгунского, Ю. Сотника, Н. Носова
|
|
|
|
| Стихи А. Барто. Сатира или юмор?
|
|
|
|
| Раздел 5. Детская литература 60–90-х годов(20).
| Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю.Коринца
|
| Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение по плану.
Основные темы детского чтения: произведения о детях. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).
|
|
|
| Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира
|
|
|
|
| Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского
|
|
|
|
| Стихи С. Чёрного, В. Долиной
|
|
|
|
| Миниатюры Г. Цыферова
|
|
|
|
| Стихи Н. Матвеевой
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. Любимые стихи
|
|
|
|
| Практикум«Учись читать лирический текст»
|
|
|
|
| Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»
|
|
|
|
| Итоговая проверка техники чтения
|
|
|
|
| С. Козлов «Снежный цветок»
|
|
|
|
| С. Козлов «Снежный цветок»
|
|
|
|
| С. Козлов «Снежный цветок»
|
|
|
|
| Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай».
|
|
|
|
| К. Драгунская «Ерунда на постном масле»
|
|
|
|
| К. Драгунская «Федя плюс Надя»
|
|
|
|
| Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»
|
|
|
|
| Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя»
|
|
|
|
| Эпилог. Письмо к читателям Путешествие по «океану света»
|
|
|
|
| Внеклассное чтение. Урок – отчет.
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |