Вероятность травмирования человека в различных условиях его жизнедеятельности оценивается величиной индивидуального риска R..
При использовании статистических данных величину риска 1/ (чел.год) определяют по формуле:
| R = Nтр / No, | (10.6.) |
где Nтр – число травм за год; No – численность работавших в тот же период.
Травмоопасность различных производств и отраслей показателями частоты травматизма Кч и Кси оценивают по формулам:
| Кч = (Nтр / No) 1000 | (10.7.) |
| Кси = (Nси / No ) 1000, | (10.8.) |
где Кч – показатель частоты травматизма, а Ксн – показатель травматизма со смертельным исходом, приходящиеся на 1000 работающих; Nси – число травм со смертельным исходом за год.
Нетрудно видеть, что при известных Кч и Кси риски получить травму Rтр или погибнуть на производстве Rси будут определяться по формулам:
| Rтр = Кч / 1000 (8) | (10.9) | |
| Rси = Кси / 1000 (9) | (10.10) | |
По данным за 2005 г. показатели Кч и Кси в различных отраслях экономики и по отдельным профессиям сведены в таблицу 10.5.
Таблица 10.5 Показатели Кч и Кси в различных отраслях экономики и по отдельным профессиям
| Кч | Кси | |
| По всем отраслям | 5,0 | 0,15 |
| Промышленность (в среднем) | 5,5 | 0,133 |
| Электроэнергетика | 1,7 | 0,131 |
| Электрические сети | 0,211 | |
| Тепловые сети | 0,132 | |
| Нефтепереработка | 1,6 | 0,058 |
| Химическая промышленность | 3,1 | 0,104 |
| Угольная промышленность | 25,3 | 0,406 |
| Черная металлургия | 3,6 | 0,146 |
| Цветная металлургия | 4,5 | 0,216 |
| Приборостроение | 3,1 | 0,061 |
| Автомобильная промышленность | 4,6 | 0,069 |
| Лесозагатовка | 21,2 | 0,479 |
| Лесопильное производство | 16,7 | 0,246 |
| Пищевая промышленность | 6,0 | 0,122 |
| Пивоварное производство | 7,0 | 0,185 |
| Спиртовая промышленность | 2,3 | 0,029 |
| Мясная и молочная промышленность | 7,4 | 0,079 |
| Сельское хозяйство | 8,3 | 0,216 |
| Транспорт | 3,6 | 0,162 |
| Железнодорожный | 1,3 | 0,111 |
| Водный | 5,0 | 0,345 |
| Авиационный | 2,5 | 0,264 |
| Строительство | 5,3 | 0,312 |
| Коммунальное хозяйство | 3,2 | 0,037 |
| Здравоохранение | 0,009 | |
| Водитель | – | 0,32 |
| Электросварщик | – | 0,20 |
| Газосварщик | – | 0,21 |
| Грузчик | – | 0,18 |
| Слесарь | – | 0,11 |
| Крановщик | – | 0,14 |
Риск принудительной гибели людей в непроизводственных условиях RБ, RГ можно приближенно оценивать, пользуясь данными, приведенными ниже:
Таблица 10.6. Риск принудительной гибели людей в непроизводственных условиях
| Причина | Риск гибели человека |
| Автокатастрофа | 2,5 –·10–4 |
| Авиакатасрофа | 1 –·10–5 |
| Электротравма | 6 –·10–6 |
| Падение человека | 1 –·10–4 |
| Падение предметов на человека | 6·– 10–6 |
| Воздействие пламени | 4 –·10–5 |
| Утопление | 3 –·10–5 |
| Авария на АЭС (на границе территории АЭС) | 5 –·10–7 |
| Природные явления (молнии, ураганы и пр.) | 10–6 – 10–7 |
Вычисление вероятности гибели человека в цепи несовместимых событий производится по формуле
| n R = Σ R i, i=1 | (10.11) |
где Ri – вероятность индивидуального события; R – суммарный риск от n последовательных событий.






