double arrow

Тема 2. Специфика методологии социально-политического познания. Выявление специфики познания социальных процессов


Выявление специфики познания социальных процессов. Совпадение субъекта познания (общество) и объекта познания (общество). Включенность человека как разумного существа, ставящего цели, преследующего свои интересы в процесс познания и создания социальной действительности. Объект социального познания как сама человеческая деятельность, практика (материальная и духовная). Особый статус субъектов социального познания – борьба идей, столкновение целей и интересов. Динамичный, незавершенный, нелинейный характер развития общества.

Две тенденции в методологии социально-гуманитарного познания – позитивистская и герменевтика и постмодернисткая методология. Становление методологии социально-гуманитарного познания как самостоятельной области в рамках позитивизма. Попытки рассмотрения социального знания по образцу естествознания (О. Конт, Дж. Ст. Милль). Аксиологический подход и герменевтика (Дильтей, Гадамер, Шлеейрмахер, Рикер) как иной тип методологической рефлексии в гуманитарном познании, отличный от позитивистской методологии. Аксиологический подход - неокантианцы баденской школы В. Виндельбанд, Т. Риккерт. Познающий субъект в центр процесса познания.

М. Вебер об «объективности социально-научного и социально-политического познания». Деление наук на номотетические и идиографические Генерализирующий и индивидуализирующий методы. Индивидуализирующий метод как основа социальных наук. Социальный порядок как смысловая структура. Социальное конструирование реальности. Дилеммы и противоречия концепции «объективности» социально-политического познания М. Вебера. Веберовская концепция нейтральности университетского преподавателя.


Сейчас читают про: