Введение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

НАПРАВЛЕНИЕ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ И

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

Выполнил: студент 3 курса 35 группы

Шерифов Р.Р.

Работу проверила: к. ю. н., доцент

Е.В.Козырева

 


 
 
Тверь 2015

.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Фирменное наименование...........…...………………………....…………..5

Глава 2. Коммерческое обозначение...........………………………..…………..…10

Заключение ………….………….………………………………………………….15

Список использованной литературы…………….………………………….…….17

 


 

 
Введение

Введение

Научный и практический интерес к исследованию проблемы правового регулирования использования фирменного наименования и коммерческого обозначения в гражданском законодательстве обусловлен тем, что они являются важными инструментами для создания имиджа бизнеса в представлении клиентов или для локализации бизнеса на рынке.

Вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ознаменовало собой начало нового этапа в развитии российского законодательства и теории права применительно ко всему комплексу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности принципиально важно для нашей страны.

Как следствие, разработка отвечающего актуальным потребностям экономики правового режима использования средств индивидуализации участников гражданского оборота, их предприятий, а также товаров, работ и услуг, представляет особую важность для большого числа правообладателей. Вместе с тем, в достижении этой цели заинтересованы также и органы публичной власти, и самый широкий круг потребителей.

Данная тема рассматривалась учеными Д. Григорьевым, Е.Дедковым, Н.М. Коршуновым, Т.Ю. Погребинской, О.Н.Ремизовой, М.А. Рожковой, И.Шаблинским, Е.Тиллинг и другими.

Актуальность исследования фирменного наименования обусловлена тем, что законодатель впервые выделил в части четвертой ГК РФ фирменное наименование в качестве самостоятельного института. Как отмечали сами разработчики, модификация этой части Кодека была обусловлена выявленными практикой недостатками и противоречиями в правовом регулировании интеллектуальных прав[1]. Вместе с тем некоторые концептуальные ошибки, допущенные еще на стадии подготовки части четвертой ГК РФ, к сожалению, сохранились. В тоже время, как отмечает д.ю.н., профессор кафедры гражданского права и кафедры интеллектуальных прав МГЮА им. О.Е. Кутафина М.А Рожкова., фирменное наименование ошибочно относят к объектам интеллектуальных прав[2].

Коммерческое обозначение также впервые сформулировано: оно упоминалось ранее в гражданском законодательстве, но как правовой институт – впервые. Актуальность темы также обусловлена значимостью вопросов, конфликтностью, проблемами в науке и судебной практике, так как законодателем не в полной мере были учтены потребности гражданского оборота в различных формах использования данных средств индивидуализации на практике, о чем говорят авторы И. Шаблинский и Е. Тиллинг.

Предметом работы являются фирменное наименование и коммерческое обозначение как институты гражданского права.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ и практических рекомендаций, направленных на более эффективное использование гражданско-правового института фирменных наименований и коммерческих обозначений.

Поставлены следующие исследовательские задачи:

- проанализировать понятия «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение» их правовую природу и место в системе гражданского права;

- провести анализ вопроса о соотношении между собой таких средств индивидуализации, как фирменное наименование и коммерческое обозначение;

- рассмотреть правовые проблемы связанные с фирменным наименованием и коммерческим обозначением;

- рассмотреть предложения по совершенствованию законодательства.

Рассмотрение данных задач основано на анализе и обобщении учебных материалов, научных статей и существующего законодательства по данным вопросам.

Глава 1. Фирменное наименование

В соответствии со ст. 19 ГК РФ право на имя является одним из важнейших личных неимущественных прав гражданина, направленным на на индивидуализацию его личности. Схожую задачу призвано решить и фирменное наименование в отношении юридического лица.

В дореволюционных исследованиях можно встретить утверждения об исключительном характере права на фирму. Как было отмечено В. Удинцевым, «исключительные права на фирму обнаруживаются в двояком смысле – в запрещении пользоваться чужой фирмой и в требовании возмещения убытков, причиненных неправомерным использованием»[3].

Вместе с тем представляется очевидным, что термин «исключительные права» употребляется здесь для обозначения не разновидности прав интеллектуальной собственности, а прав, пользующихся абсолютной защитой, которая требует от всех признания этих прав и воздержания от действий, нарушающих данные права. Такая защита «против всех и каждого» присуща абсолютным правам, к категории которых относят и право собственности, и интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности, и интеллектуальные права на средства индивидуализации, и права личности.

С учетом изложенного, можно утверждать: право на фирму в полной мере соответствует категории абсолютных прав, обеспечивающих их обладателю монополию и сопутствующую возможность пресекать посягательства всех иных лиц на указанный объект, но не в качестве разновидности интеллектуальных прав, а как право, приравненное к праву личности.

Таким образом, можно заключить, что ошибочное отнесение права на фирменное наименование к интеллектуальным правам во многом обусловлено отсутствием в отечественном праве значимых актуальных разработок категории «фирма» и использованием в связи с этим положений, сформировавшихся еще в дореволюционной отечественной цивилистике – в период вхождения в юридический обиход понятий права интеллектуальной собственности.

При разработке действующего законодательства, регулирующего средства индивидуализации, была реализована идея о необходимости наличия интеллектуальных прав на средства индивидуализации самого субъекта права, объектов прав – товаров, работ, услуг и предприятия как бизнеса.

В смысле ст. 132 ГК РФ понятие предприятия подразумевает совокупность имущества, предназначенного для этого бизнеса и способствующего его нормальному осуществлению[4].

Соответственно, в части четвертой ГК РФ в перечне объектов интеллектуальной собственности закрепление получили институты фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и обозначения места происхождения товаров, а также коммерческого обозначения.

Критически оценивая реализованную идею, нужно отметить следующее.

Во-первых, фирменное наименование по своей сути есть средство идентификации юридических лиц, подобно как фамилия, имя, отчество позволяют выделить физическое лицо. Фирма позволяет отграничить одного участника гражданского оборота от других для целей договорных отношений, налогового учета, установления титульного владельца имущества и прочее[5].

Вместе с тем обычное использование средств индивидуализации обусловлено чисто экономическими задачами коммерческих организаций – представить на рынке свои товары, работы, услуги, бизнес (предприятие), сделать их узнаваемыми для потребителей с целью повысить продажи и получить прибыль. То есть средства индивидуализации призваны идентифицировать не самих участников оборота, а только товары, услуги, работы, вводимые в гражданский оборот.

Таким образом, отнесение фирменного наименования к средствам индивидуализации, на которые распространяется действие части четвертой ГК РФ, изначально не отвечает задачам, стоящим перед средствами индивидуализации, - выделить на рынке товары, работы и услуги, но никак не субъектов права, которым вовсе не присуще свойство оборотоспособности.

Во-вторых, исключительное право на фирменное наименование признается только за коммерческими организациями.

В то же время в соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование[6]. При этом, как было разъяснено в постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», наименования некоммерческих организаций (ст. 4 Закона о некоммерческих организациях) не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная пар.1 гл.76 Кодекса[7].

В подтверждение этой позиции суд по интеллектуальным правам при рассмотрении гражданского дела указал следующее: действительно, с момента введения в действие части четвертой ГК РФ (1января 2008 года) исключительное право на фирменное наименование определяется за юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями. Между тем в силу п.1 ст.4 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Таким образом, наименование некоммерческой организации не является объектом интеллектуальной собственности по смыслу части четвертой ГК РФ, право на него не может защищаться способами, предусмотренными названной частью, однако такая некоммерческая организация имеет исключительное право его использования (не в качестве объекта интеллектуальной собственности)[8].

Итак, можно сделать вывод о том, что предоставляемое отечественным законодательством некоммерческим организациям исключительное право использования наименования, под которым они зарегистрированы, по своей сути является аналогом права коммерческих организаций на фирменное наименование. Это объясняется как раз тем, что право некоммерческих организаций на использование наименования и право коммерческих организаций на фирменное наименование относятся к единой категории абсолютных прав, что исключает возможность различных подходов к их регулированию.

Представляется, что правовой режим этих индивидуализирующих обозначений должен быть одинаковым. Важно здесь и то, что в илу ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а соответственно, их интерес в использовании и охране своих наименований должен быть защищен законодательством с не меньшей степенью, во всяком случае, путем аналогичного регулирования[9].

С учетом изложенного вызывает серьезные возражения целесообразность закрепления различных правовых режимов для однопорядковых правовых явлений. Сложно уяснить, почему на фирменные наименования коммерческих организаций распространяются положения об интеллектуальных правах, а наименования некоммерческих организаций имеют иное правовое регулирование, не предполагающее применения норм части четвертой ГК РФ.

В-третьих, необходимо дать критическую оценку и позиции, согласно которой подтверждением обоснованности отнесения фирменного наименования к институтам права интеллектуальной собственности служит то, что коммерческая организация вправе запрещать всем иным лицам использовать фирменное наименование, сходное с ним до степени смешения[10].

Стержневую основу исключительного права составляет возможность контроля со стороны правообладателя за использованием третьими лицами соответствующего объекта интеллектуальных прав, что подразумевает допустимость не только запрета на такое использование. но и выдачу разрешения (лицензии) на его использование, а также, что важно, и правомочие отчуждения этого права.

В отношении фирменного наименования такие возможности однозначно отсутствуют – закон запрещает распоряжение фирменным наименованием (отчуждение права на фирменное наименование и предоставление права на его использование). При этом действующее законодательство не предусматривает запрет всем иным лицам использовать фирменное наименование зарегистрированного юридического лица: правонарушением признается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (п.3 ст.1474 ГК РФ).

Изложенное дополнительно подтверждает неоправданность отнесения фирменного наименования к объектам интеллектуальной собственности и установления его правового режима в части четвертой ГК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: