Определение памяти

Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).

Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.

I. ЗАПОМИНАНИЕ. Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение формирование индивидуального опыта у животных.

II. СОХРАНЕНИЕ. Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс забывание. Забывание – угасание следов памяти. Забывание:

▫ стирание (интерференция)

▫ реконструкция (связано с мотивацией)

▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.

Норман.

III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Процессы:

Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.

Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.

Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)

Узнавание.

Это явная работа памяти; но есть еще и неявная:

1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.

2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.

3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).

4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.

2. Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память условие единства личного сознания или тождества личности.

3. Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).

Как можно оценивать память человека.

  1. Прочность, длительность хранения информации.
  2. Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
  3. Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
  4. Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
  5. Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
  6. Легкость восстановления.
  7. Своевременность и уместность восстановления.

4. Основные виды связей памяти:

  • ассоциативные связи
  • структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
  • семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.

Идиосинкразические связи (индивидуальные).


Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.

1. Явления памяти:

Основные явления (содержания) памяти:

Привычки. Джемс, а). Простые привычки (держать руки в карманах), б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др. в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей. Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.

Навыки и умения.

Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.

Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.

Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.

Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.

Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: