Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).
Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.
I. ЗАПОМИНАНИЕ. Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение – несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение – формирование индивидуального опыта у животных.
II. СОХРАНЕНИЕ. Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс – забывание. Забывание – угасание следов памяти. Забывание:
▫ стирание (интерференция)
▫ реконструкция (связано с мотивацией)
▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.
Норман.
III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Процессы:
|
|
Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.
Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.
Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)
Узнавание.
Это – явная работа памяти; но есть еще и неявная:
1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.
2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.
3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).
4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.
2. Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):
1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.
2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.
3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.
3. Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).
Как можно оценивать память человека.
- Прочность, длительность хранения информации.
- Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
- Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
- Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
- Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
- Легкость восстановления.
- Своевременность и уместность восстановления.
4. Основные виды связей памяти:
- ассоциативные связи
- структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
- семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.
Идиосинкразические связи (индивидуальные).
|
|
Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.
1. Явления памяти:
Основные явления (содержания) памяти:
Привычки. Джемс, а). Простые привычки (держать руки в карманах), б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др. в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей. Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.
Навыки и умения.
Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.
Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.
Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.
Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.
Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).