Функции схем

I. Предвосхищение;

II. Ориентировочно-исследовательская деятельность;

III. Интерпретация.

Перцептивный цикл. Компоненты перцептивного цикла и их функции:

Когнитивные схемы. Они направляют перцептивные процессы

Перцептивно-исследовательские реакции. Они отбирают информацию

Фактические стимулы физической среды.

Информация, полученная таким образом, изменяет существующие когнитивные схемы, влияющие на процессы исследования, и так далее по циклу. Этот термин был введен Найссером, но общее представление об обратной связи и регулировании разделяются многими теориями восприятия.


Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Экспериментальные исследования.

I. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

Проблема: что врожденно, а что приобретено в восприятии. Существуют два подхода к этому вопросу:

 НАТИВИСТИЧЕСКИЙ. Нативизм – доктрина о том, что способность воспринимать время и пространство является врожденной. Согласно этой точке зрения, в ее крайнем проявлении, способность к нормальному восприятию не зависит от опыта.

 ЭМПИРИСТИЧЕСКИЙ. Прямо противопоставлен нативизму. Восприятие зависит от опыта.

II. Экспериментальные исследования.

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии касается таких феноменов восприятия, как

 Константность

 Конфигурация

 Предметность

Три класса испытуемых (объектов исследования): 1) новорожденные (или выращенные в особых условиях) животные; 2) новорожденные дети; 3) прозревшие слепые.

Является константность размера врожденной?

Эксперимент 1: Дети. восприятие 6-8 недельного младенца происходит в соответствии с объективным размером и не зависит от расстояния. Проводился по методике Скиннера.

1. Когда ребёнок поворачивает голову, появляется экспериментатор, улыбается и говорит: “ку-ку!”. Это поощрение. А стимульный объект – белый куб со стороной 30 см на расстоянии 1 м. Повороты головы записываются.

2. Объект меняется, поощрения не происходит, повороты головы записываются. Когда тот же 30см-куб на расстоянии 3 м, ребёнок тоже поворачивает голову, хотя и не так часто, как когда на 1 м. Но вот когда на расстоянии 3 м показывается куб со стороной 90 см, поворотов становится значительно меньше (хотя по сетчаточный размер – тот же).

3. Таким образом, ребёнок реагирует на константный куб, хотя ему всего 6-8 недель.

Эксперимент 2: Животные. Крысы выращивались до 34-дневного возраста в темноте, при этом их учили различать размеры (за кормёжкой бежали либо к большому, либо к маленькому кругу; за правильный выбор их поощряли), но при этом круги предъявлялись кратковременно и крысы не могли бежать к постоянно светящемуся кругу (т.е. им неоткуда было учиться константности). В контрольном эксперименте большой круг отодвигался (т.е. становился как бы равен маленькому), и крысы бежали к маленькому. Т.е., крысы основывались исключительно на зрительном угле. Т.о., появлению константности всё же должен предшествовать некий опыт (по крайней мере, у крыс).

На слепых данных нет.

Эксперименты на конфигурацию.

Эксперимент 1. Птицы. Только что вылупившийся птенец чайки (не имеющий опыта) воспринимает форму: клюет больше из округлых (круг, эллипс) кормушек.

Эксперимент 2. Дети. Младенцы предпочитают смотреть на более сложную фигуру, чем на простую. Новорожденные предпочитают смотреть на завершенную фигуру (работает закон «хорошей формы»).

Эксперимент 3. Слепые. Прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из разных конфигураций фигур.

Восприятие пространства.

Эксперимент 4. Цыплята сразу после рождения клюют точно. Надели смещающие изображение призмы: клюют криво.

Эксперимент 5. Новорожденные (1 неделя) воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта → комплекс оборонительных реакций.

Эксперимент 6. Прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда они определяли неточно.

Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных свойств еще не достаточно точно.

Эксперименты на предметность.

Эксперимент 1. Животные (крысы, цыплята и т.д.). Эксперименты со зрительным обрывом на животных показали, что все животные предпочитают не пересекать обрыв.

Эксперимент 2. Дети. Гибсон. На детях 6 недель наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели - предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) → дети пытались схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до аморфного - дотронуться).

Общие выводы: несмотря на многочисленные эксперименты, проблема врожденного и приобретенного не имеет однозначного решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к быстрому научению).


Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.

Память – совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения. Сюда же могут быть отнесены процессы забывания.

Внимание – совокупность процессов отбора материала и сосредоточения на нем.

Это универсальные (Петухов), или сквозные психические процессы (Веккер). Внимание и память рассматривают как необходимую характеристику любой деятельности. Они обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимым условием познания, но не сводятся к нему. Благодаря УПП субъект может сохранять единство своего Я во времени: память позволяет удерживать прошлый опыт, внимание – извлекать актуальный.

Двусторонняя связь внимания и памяти.

1.Запоминается то, на что обратили внимание.

2а. Память и непроизвольное внимание. Пример, профессиональное внимание: мы обращаем внимание на то, что связано с прошлым опытом.

2б. Память и произвольное внимание. Пример, преперцепция, зрачковый образ: ассоциации в системе памяти, связи в коре

3. Заучивание невозможно в условиях отвлечения внимания.

Значение для жизнедеятельности человека.

Три функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):

1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.

2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.

3) Память условие единства личного сознания или тождества личности.

Функции внимания:

Отбор информации (избирательность), сосредоточение, выбор приоритетов. Без внимания происходит переполнение информацией, нет приоритетов в деятельности.


Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: