Перцептивная готовность

Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от:

  1. Мотивации субъекта.
  2. Вероятности появления объекта (частоты появления). Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скоре подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

Теория восприятия Найссера.

I. Тип теории.

Субъектно-ориентированная (см. выше).

II. Характеристика теории.

Центральным понятием для теории Найссера является понятие когнитивной схемы. Норман сравнивает схемы с семантическими сетями и сценариями. Семантические сети – наиболее простое образование, оно нужно для представления формальных отношений между вещами. Большое влияние на семантические сети оказывают прототипы. Сценарий подсказать, что надо делать дальше, так как сценарии возникают при ситуациях, которые уже были раньше (рутина). Пр.: как вести себя в ресторане.

Когнитивная схема – более сложное образование, это пакет знаний. Когнитивные схемы дополняют семантические сети, это комплексы знаний какой-то определенной сферы жизни. Основные свойства когнитивных схем (по Норману):

 Схема может содержать как знания, так и правила его использования

 Схемы могут состоять из ссылок на другие схемы

 Схемы могут быть специальные и общие

Найссер: схема принимает информацию как только та оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей новые изменения схемы. См. ниже функции схем.

Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем.

Основные положения теории:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности.

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек (экологичность).

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Аспекты восприятия:

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами).

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: