Школьная система специального образования

Специальное образование для детей школьного возраста получало свое развитие и становление на протяжении XX в. Была образована система специализированных учреждений для детей с нарушениями развития, обучение в которых происходит в соответствии с особыми образовательными стандартами. Направление в такое учебное учреждение получают дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию.

Выпускники таких учреждений получают государственный документ, подтверждающий получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Основную массу этих учреждений составляют школы-интернаты. В специальной школе, помимо общего образования, дети получают также медицинскую, психологическую, социальную и другую необходимую помощь. Для детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные детские дома и школы-интернаты. На основании медицинского заключения о невозможности обучения в специальном заведении может быть организовано обучение в домашних условиях. При этом образовательное учреждение, расположенное рядом, предлагает свою методическую помощь, консультирование, проводит промежуточную аттестацию обучаемого, выдает документ, подтверждающий уровень полученного образования. Для детей со сложными и тяжелыми недостатками развития организуются реабилитационные центры различных профилей. Для детей с нарушениями речи существуют специальные логопедические центры, которые могут быть организованы на основе общеобразовательных учреждений.

В настоящее время специальное образование подразделяется на 8 школ, во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

Школа I вида — специальное образовательное учреждение для глухих детей.

Школа II вида — специальное образовательное учреждение для слабослышащих и ранооглохших.

Школа III вида — специальное образовательное учреждение для слепых.

Школа IV вида — специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

Школа V вида — специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Школа VI вида — специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Школа VII вида — специальное образовательное учреждение для детей с задержками психического развития.

Школа VIII вида — специальное образовательное учреждение для умственно отсталых детей.

Все виды школ, кроме последнего, дают своим выпускникам так называемое цензовое образование. Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам.

32.современная школьная система специального образования в России.

Образовательный процесс в специальном учреждении носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо обеспечения развития личности учащегося, формирования его первоначальных взглядов на природу, человека, общество, приобретения необходимых умений учебной деятельности, культуры речи и поведения, специальная школа осуществляет всестороннее психологомедико-педагогическое изучение личности, выявление его возможностей с целью выработки необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Здесь также осуществляется лечебно-восстановительный процесс (2 раза в год проводится углубленный медицинский осмотр, консультации у специалистов; выполнение лечебных рекомендаций, установление режима, качества питания школьников, дозировки физических и умственных нагрузок).

Комплектование классов осуществляется областным, городским, районным отделами образования на основе заключения психологомедико-педагогических консультаций (центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) в соответствии с диагнозом. Наполняемость классов составляет от 8 до 10-12 учащихся, при комбинированных дефектах — 6 человек.

В настоящее время школьная система включает 15 видов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных типах специальных школ с обеспечением содержания, методов и форм организации для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей; для незрячих и слабовидящих детей; для детей с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития; для детей с умственной отсталостью (вспомогательная школа).

В этих школах обеспечивается специальное обучение не только названных категорий детей, но и детей с различными множественными нарушениями (например: нарушение слуха или зрения в сочетании с умственной отсталостью; нарушение опорно-двигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития и т. д.). Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением отдельных специальных учреждений в нашей стране не существует.

33.

Одной из важнейших проблем в подготовке детей с огра­ниченными возможностями здоровья и инвалидов к само­стоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, в соответствии с воз­можностями данной категории граждан.

Профессиональная ориентация — система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение по­требности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-професси­ональной структуры.

Профессиональная ориентация как комплекс психолого­педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, яв­ляется частью воспитательной и учебной работы образова­тельных организаций. Этот процесс, осуществляемый в ос­новном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность обучающегося, опирающееся, с одной стороны, на изучение обучающегося, с другой — на понимание объек­тивных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Профессиональная ориентация, являясь целостной систе­мой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Составной частью выбора является профессиональный от­бор (подбор). Завершающий этап процесса профессиональ­ного самоопределения человека, по мнению всех исследова­телей, — профессиональная адаптация, которая предполагает приспособление обучающихся в школах к условиям их про­фессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. Профессиональная адаптация ха­рактеризуется такими признаками, как сохранение и дальней­шее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и произ­водственного окружения. Профессиональная адаптация осу­ществляется в единстве с социальной адаптацией.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно принять за один из приемлемых вариантов структуры профес­сионального выбора совокупность следующих компонентов:

- профессиональное просвещение обучающихся;

- предварительная теоретическая и практическая подготов­ка учащихся к работе в избираемой области;

- изучение учащихся в целях профориентации;

- профессиональная консультация;

- постконсультационный контроль;

- профессиональный отбор (подбор);

- профессиональная адаптация.

Профессиональная ориентация воспитанников специаль­ных образовательных учреждений осуществляется на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Прово­дятся беседы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные лицеи, встре­чи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно­воспитательной работе.

В основу разработки программных мероприятий реабилитации и социальной адаптации инвалидов положены следующие принципы: создание системы многопрофильной комплексной реабилитации, направленной на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов и своевременное удовлетворение потребности инвалидов в различных формах реабилитации; соблюдение основных государственных принципов реабилитации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: