Раскройте философский взгляд на природу человека. Дайте оценку опыта Милгрэма и вывода Лоренца

Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в мире, его возможности и перспективы? Этот круг проблем составляет тот раздел фило­софии, который носит название философской антропологии. Нужно уяснить, что философская антропология стремится понять:

- Каково положение человека в мире, какое место он занимает в иерархии вещей и существ?

- Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?

- Существует ли свобода и насколько человек свободен, а насколько под­чинен необходимости?

- Разумное ли существо человек или существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности человеческого разума?

- В чем смысл жизни?

Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской дисциплиной тогда, когда человек становится для себя проблемой, когда начинает задумываться над вопросами о смысле собственного существования, своей природе. Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявля­ются в свойственной его природе чертах. Противоречивость природы человека связана с пониманием его как двойственного биосоциального существа. В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (расизм, социальный дарвинизм, фрейдизм), и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Вместе с тем, биологическое в человеке находится в постоянной взаимосвязи с социальным и его порождениями. Одной из важнейших характеристик человека является его деятельностная природа. В процессе эволюции человек не только приспосабливался к окружающим условиям, но и с помощью трудовой деятельности преобразовывал ее и восполнял отсутствие тех или иных биологических качеств. В процессе деятельности формировались общественные отношения, совокупность которых и образует общество. Появление общества, его норм, ценностей, зафиксированных в таких понятиях как культура, мораль, государство, закон, меняло самого их творца – человека, превращая его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо человек характеризуется такими признаками как несводимость (независимость человека от среды проживания), неопределенность (свобода), неповторимость, невыразимость (невозможность полного понимания). Именно социальность порождает такие человеческие категории как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть.

В опыте участвовали три человека, назовем их: экспериментатор, испытуемый и ученик. Ученика привязывали к креслу, к которому были проведены электрические провода. Экспериментатор предлагал испытуемому давать ученику простые задачи на запоминание. Всякий раз, когда ученик ошибался, экспериментатор просил испытуемого нажать на кнопку и ученик получал удар тока в 45 вольт. За каждую последующую ошибку удар тока увеличивался еще на 45 вольт. По мере возрастания напряжения ученик просил прекратить эксперимент. Но экспериментатор всякий раз просил испытуемого продолжать опыт, заверяя, что ничего страшного не происходит. Испытуемый продолжал задавать ученику вопросы и каждый раз после его ошибки нажимать на кнопку. Напряжение тока все увеличивалось, ученик начинал орать и дергаться в конвульсиях. Если испытуемый, видя мучения ученика, не хотел продолжать опыт, экспериментатор говорил ему, что все идет как надо, а всю ответственность он (экспериментатор) целиком берет на себя. Так продолжалось до тех пор, пока ученик, получив разряд в 450 вольт, вовсе переставал подавать признаки жизни.

Эксперимент на самом деле не был бесчеловечным: никого не били током, а в качестве ученика выступал актер, который искусно имитировал страдания (всего этого испытуемый, конечно, не знал).
Тем не менее, результат опыта Милгрэма превзошел все ожидания: 65% процентов испытуемых до конца подчинялись указаниям экспериментатора и нажимали последнюю "критическую" для ученика кнопку в 450 вольт. Опыт показал, что большинство вполне добропорядочных и законопослушных граждан способно замучить других людей, если ответственность за это берет за них кто-то другой.

Не подтверждается ли данным опытом, что в каждом из нас дремлет злодей и палач?
Почему люди добровольно (подчеркиваю - добровольно) позволяют превращать себя в палачей? В опыте Милгрэма участвовали обычные люди, не преступники, не садисты. Многие искренне хотели прекратить эксперимент, видя страдания человека, но всякий раз позволяли продолжить его мучения, когда экспериментатор заверял их, что опыт проводится в интересах науки и, и что ответственность за все последствия лежит на нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: