Рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Комитет

экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации по формированию системы стратегического планирования в муниципальных образованиях Ленинградской области (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения процессов разработки документов стратегического планирования в муниципальных образованиях во взаимосвязи с процессами стратегического планирования, осуществляемыми на федеральном уровне и на уровне Ленинградской области.

Следование методическим рекомендациям позволит органам местного самоуправления создать эффективную систему стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области, в том числе ориентированную на достижение стратегических целей развития Российской Федерации и Ленинградской области.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172- ФЗ), Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 14.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Ленинградской области от 18.05.2006 № 22-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области», а также с учетом требований порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 07.03.2013 № 66, методических указаний по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области, утвержденных приказом Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности от 13.06.2013 № 15 и иными нормативными правовыми актами РФ и Ленинградской области.

Необходимо отметить, что после принятия Федерального закона № 172-ФЗ на федеральном уровне продолжается процесс приведения в соответствие иных действующих нормативных правовых актов (Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и др.) к единому понятийному аппарату в сфере стратегического планирования, к единым требованиям к составу и содержанию документов стратегического планирования. Аналогичные процессы запущены и на региональном уровне. Согласно Плану подготовки документов стратегического планирования Ленинградской области (утвержден распоряжением Правительства Ленинградской области от 26 января 2015 г. № 12-р) в апреле 2015 года будет завершен процесс разработки и внесен на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона «О стратегическом планировании в Ленинградской области», содержащий правовые основы, раскрывающие и дополняющие положения, установленные Федеральным законом № 172- ФЗ.

Частичная практическая апробация настоящих Методических рекомендаций была проведена в 2014 году при разработке отдельными муниципальными образованиями Ленинградской области стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по их реализации. Соответствующие шаблоны (стратегии и плана мероприятий по реализации стратегии) были использованы в структуре следующих документов:

• Программа социально-экономического развития муниципального образования «Вознесенское городское поселение» Подпорожского муниципального района Ленинградской области на 2015-2025 годы;

• Программа социально-экономического развития муниципального образования «Радогощинское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» территории компактного проживания малочисленных народов Российской Федерации на 2015-2025 годы;

• Программа комплексного социально-экономического развития Алеховщинского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области на 2015-2025 годы;

• Программа социально-экономического развития муниципального образования «Вистинское сельское поселение» муниципального района «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области – территории компактного проживания малочисленного ижорского народа на 2015-2025 годы;

• Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» на 2015-2025 годы.

• Разработанные документы стратегического планирования размещены на официальных сайтах местных администраций муниципальных образований.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Стратегическое планирование на уровне Российской Федерации

Под стратегическим планированием на федеральном уровне понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации (далее также – РФ или Россия), отраслей экономики и сфер государственного управления, обеспечения национальной безопасности, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечение ее национальной безопасности. Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также другие органы и организации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В рамках целеполагания на федеральном уровне осуществляется деятельность по определению направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. В рамках прогнозирования ведется разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ.

В ходе планирования разрабатываются и реализуются основные направления деятельности Правительства РФ, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и иные планы в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. Их разработка и реализация направлена на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне в рамках целеполагания.

В рамках программирования осуществляется деятельность по разработке и реализации государственных программ. Данная деятельность направлена на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне в рамках целеполагания.

Правовое регулирование стратегического планирования на федеральном уровне основывается на положениях Конституции РФ и осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Среди наиболее важных законодательных и иных нормативных правовых актов, положения которых устанавливают правовые основы, регулируют и регламентируют процессы стратегического планирования на уровне Российской Федерации в целом, следует выделить: Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Бюджетный кодекс РФ (Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ, Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ), Градостроительный кодекс РФ (Кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ) и Основы стратегического планирования в Российской Федерации (утверждены указом Президента РФ от 12.05.2009 № 536).

Организация и функционирование системы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях основываются на единых принципах. К числу таковых относятся следующие принципы: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.

Законодательством РФ установлены единые требования к периоду действия документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней. Под среднесрочным периодом понимается период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3-х до 6-ти лет включительно. Под долгосрочным периодом понимается период, следующий за текущим годом, продолжительностью более 6-ти лет.

В сфере стратегического планирования федеральные органы государственной власти имеют следующие основные полномочия:

-установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;

-определение порядка осуществления стратегического планирования;

-определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения;

-формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития России, решение задач обеспечения национальной безопасности;

-установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения);

-установление порядка координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти регионов в сфере стратегического планирования;

-обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях, включая согласованность утверждаемых ими целей и задач деятельности органов государственной власти, показателей достижения этих целей и решения этих задач;

-разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (Регионов);

-методическое обеспечение стратегического планирования;

-мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти.

Под документом стратегического планирования федерального уровня понимается документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти РФ и другими участниками стратегического планирования. На федеральном уровне документы стратегического планирования разрабатываются в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Перечень документов стратегического планирования федерального уровня, сгруппированных по четырем вышеуказанным направлениям, приводится в таблице 1.

Таблица 1 – Документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне

Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования
Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ Отраслевые документы стратегического планирования РФ Прогноз научно-технологического развития РФ Основные направления деятельности Правительства РФ
Стратегия социально-экономического развития РФ Стратегия пространственного развития РФ Стратегический прогноз РФ Государственные программы РФ
Стратегия национальной безопасности РФ Стратегии социально-экономического развития макрорегионов Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период Государственная программа вооружения
Основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ   Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период Схемы территориального планирования РФ
    Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

Проекты документов стратегического планирования, разработанные на федеральном уровне, должны выноситься на общественное обсуждение. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются Правительством РФ. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены соответствующим органом (органами) исполнительной власти РФ, ответственным (ответственными) за разработку обсуждаемого документа стратегического планирования.

Основные положения документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети Интернет.

Федеральные органы государственной власти обеспечивают осуществление обязательной государственной регистрации документов стратегического планирования. Для этого создается федеральный государственный реестр. Порядок и сроки осуществления государственной регистрации устанавливает Правительство РФ. Федеральные органы государственной власти также обеспечивают создание федеральной информационной системы стратегического планирования. Система создается для формирования и обработки данных на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, сведений официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обоснования процессов принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Стратегическое планирование на уровне Ленинградской области

Под документом стратегического планирования Ленинградской области понимается документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Ленинградской области и иными участниками стратегического планирования.

Назначение документов стратегического планирования заключается в обеспечении наиболее эффективной реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области в сфере социально-экономического развития. Документы стратегического планирования способствуют улучшению государственного управления. Подобное улучшение обеспечивается в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования, мониторинга, контроля и реализации документов стратегического планирования.

Участниками стратегического планирования на уровне Ленинградской области являются:

-Законодательное собрание Ленинградской области;

-Губернатор Ленинградской области;

-Правительство Ленинградской области;

-исполнительные органы государственной власти Ленинградской области;

-Контрольно-счетная плата Ленинградской области;

-иные органы и организации в случаях, предусмотренных законодательством РФ и Ленинградской области.

К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

На уровне Ленинградской области в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования должны быть разработаны 7 видов документов стратегического планирования:

- стратегия социально-экономического развития;

- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;

- прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;

- бюджетный прогноз на долгосрочный период;

- прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период;

- государственные программы;

- схема территориального планирования.

Под стратегией социально-экономического развития Ленинградской области понимается документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на региональном уровне на долгосрочный период. Назначение стратегии заключается в формулировании целей, приоритетов и задач развития региона. Кроме этого, стратегия является основой для разработки государственных программ Ленинградской области, схемы территориального планирования и плана мероприятий по реализации стратегии.

Под планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развитияЛенинградской области понимается документ стратегического планирования, определяющий комплекс мер, направленных на достижение целей и реализацию приоритетов и задач, содержащихся в стратегии, а также этапы ее реализации с указанием приоритетных для каждого из них целей, задач, показателей и их значений, которые должны быть достигнуты, а также перечня государственных программ. План мероприятий разрабатывается на основе положений стратегии с учетом основных направлений деятельности Правительства РФ.

Под прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочный период понимается документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается на вариативной основе, т.е. должен предусматривать два или более варианта.

Под бюджетным прогнозом Ленинградской области на долгосрочный период понимается документ стратегического и бюджетного планирования, содержащий прогноз основных характеристик областного бюджета (консолидированного бюджета Ленинградской области), показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет (консолидированный бюджет). Кроме этого данный документ должен содержать основные подходы к формированию бюджетной политики Ленинградской области на долгосрочный период.

Под прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на среднесрочный период понимается документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на вариативной основе, т.е. должен предусматривать два или более варианта. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Под государственной программой Ленинградской области понимается документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития региона. Государственные программы являются важнейшим элементом механизма реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области.

Под схемой территориального планирования Ленинградской области понимается документ стратегического и территориального планирования, определяющий назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, региона и муниципальных образований. Схема территориального планирования разрабатывается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ленинградской области и основывается на положениях региональной стратегии социально-экономического развития, стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и отраслевых документов стратегического планирования России с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом РФ и схемами территориального планирования РФ.

Проекты документов стратегического планирования, разработанные на уровне Ленинградской области, должны выноситься на общественное обсуждение с учетом требований законодательства, в том числе законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются Правительством Ленинградской области. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены соответствующим органом (органами) исполнительной власти Ленинградской области, ответственным (ответственными) за разработку обсуждаемого документа стратегического планирования.

Основные положения документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети Интернет.

После утверждения (принятия, одобрения) документы стратегического планирования Ленинградской области направляются в федеральный государственный реестр для обязательной государственной регистрации в порядке и сроки, установленные Правительством РФ. Положения документов стратегического планирования Ленинградской области являются основой для обоснования принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Помимо документов стратегического планирования на уровне Ленинградской области могут разрабатываться и выполняться концепции и программы социально-экономического развития, отраслевые концепции и стратегии, а также иные программно-плановые документы. Содержание таких документов должно основываться на положениях документов стратегического планирования, развивать и конкретизировать их. Необходимость разработки некоторых из таких документов определяется положениями законодательства РФ.

Согласно подпункту г) пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом региона утверждаются программы социально-экономического развития, представленные высшим должностным лицом региона (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона). Согласно подпункту б) пункта 2 статьи 21 этого же Федерального закона, высший исполнительный орган государственной власти региона разрабатывает для представления высшим должностным лицом региона (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона) в законодательный (представительный) орган государственной власти проекты программ социально-экономического развития региона.

Положения действующего законодательства не запрещают Ленинградской области, как и другим субъектам РФ, разрабатывать и выполнять концепции и программы социально-экономического развития, отраслевые концепции и стратегии, а также иные программно-плановые документы, не относящиеся к документам стратегического планирования. Решения о разработке таких документов в Ленинградской области принимаются органами государственной власти, исходя из принципов законности и целесообразности.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: