Педагогический эксперимент

Во-первых, под экспериментом понимается специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях.

Во-вторых, понятие педагогический эксперимент используется как синоним педагогического исследования.

В-третьих, педагогическим экспериментом называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов.

В-четвертых, понятие эксперимент употребляется в значении педагогического поиска, направленного на выращивание новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее целенаправленного, осмысленного преобразования.

В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Виды педагогических экспериментов в зависимости от цели:

§ констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

§ проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

§ созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный педагогический эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный педагогический эксперимент используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

10. Виды ошибок, нарушающих требования педагогической целесообразности.

Макаренко выделял три типа ошибок:

1 – когда формально-логическим путем без проверки на практике делается вывод, что те или иные метод, форма, средство должны привести к хорошим результатам.

2 – когда отдельно взятый метод, форма или средство оцениваются независимо от всей системы обучения и воспитания. В таких случаях одна и та же форма или прием работы находит различные оценки от положительных до отрицательных где каждый педагог ссылается на свой опыт.

3 – метод, форма или средство признаются хорошими только потому, что с их названием связано нечто положительное.

1. Понижения эффективности занятий.

2. Неэффективность контроля знаний учащихся на занятиях.

3. Ошибки в отборе вопросов и заданий на занятиях.

4. Ошибки в процессе изложения учебного материала на занятиях.

Понижения эффективности занятий.

1. Отсутствие четко выраженных целевых установок, стержневой идеи занятий.
2. Случайность и не качественность использ-го материала, его несоответ-ие целям и замыслу урока.
3. Незаконченность изложения темы, недостаточный объем и формальный характер.
4. Недостаточное использование показа важности связи изучаемого материала с жизнью.
6. Нерациональность распределения времени урока.
7. Однообразие используемых приемов и форм преподавания, бедность методического материала.

8. Нелогичность развертывания материала, скачки, разрывы, петлеобразность изложения.
10. Низкий коэффициент задействованности учащихся на занятиях, слабая обратная связь.

14. Многословие, монотонность.

16. Категоричность, бестактность, резкость, порой неуважит-ое отношение к учащимся, как к личности.

Неэффективность контроля знаний учащихся на занятиях.

1.Неправильный, бессистемный отбор вопросов и заданий для контроля.

2. Нелогичность следования вопросов и заданий, когда ответ на последующий вопрос не развивает предыдущий.
3. Однообразие используемых приемов и форм деятельности учащихся на этапе контроля, бедность методического аппарата.

4. Низкий коэффициент и уровень задействованности учащихся на этапе контроля.
5. «Тянущаяся» манера опроса, жесткая опека над учеником во время ответа.
6. Несоответствие содержания и характера заданий теме.
7. Незаконченность деятельности учителя и учащихся по закреплению определенных навыков и умений.

Ошибки в отборе вопросов и заданий на занятиях.

1. Несоответствие вопроса и задания теме урока.
2. Обилие второстепенных вопросов, отвлекающих внимание от главного.
3. Преобладание вопросов и заданий воспроизводящего и копирующего характера.
4. Многословность вопроса.
5. Неопределенность вопроса.
7. Неточность вопроса.

Ошибки в процессе изложения учебного материала на занятиях.

1.Излишняя детализация объяснений, включение большого количества вспомогательных подробностей.
4. Длительное, «сплошное монотонное» изложение.
5. Нелогичность изложения учебного материала.
6. Многословие, неточности, излишняя детализация объяснений, многочисленные повторы.
7. Назидательность, неточность, резкость тона, бестактность обращения.
8. Несоответствие скорости изложения информации учителем скорости ее восприятия и осмысления.

9. Низкий эмоциональный уровень подачи учебного материала, отсутствие интонационных выделений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: