Единство методики преподавания и методов научного исследования

Подготовка к самостоятельным научным исследованиям – неотъемлемая часть экономического образования. Связь методики преподавания с методами научного исследования позволяет наиболее эффективно раскрыть коренные положения изучаемой науки.

Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:

  • Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.
  • Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков
  • В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.

Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы:

Статистический (овладение приемами обработки и анализа статистических данных, сравнительный и математический анализ, определение средних и относительных величин, графических изображений, индексной; регрессионно-корреляционный и дисперсионный анализ.);

Социологический метод исследования: теоретическо-логическая интерпретация категорий и понятий. Анализ факторов (общих, специфических, прямых, косвенных, объективных, субъективн ых). Анкетирование (сплошное, выборочное, групповое, индивидуальное, открытое, закрытое, полузакрытое), анонимное. Интервьюирование. Социометрический опрос. Социологический эксперимент. Моделирование – в социологических исследованиях.

Монографический метод исследования, его приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставление; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей: цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявление резервов производства; матричных моделей.

Экспериментальный метод исследования. Отличие эксперимента от наблюдений и мысленного эксперимента.

Экономико-математический метод исследования. Экономические модели. Математическое программирование. Экономические расчеты с помощью теории игр.

7. Активные и интерактивные методы обучения.

Активные методы учебы сориентированы на личность самого студента, на его сознательное участие в развитии собственных знаний, персональных и профессиональных навыков, в том числе навыков коллективной работы и творческого решения конкретных проблем.

Интерактивные методы обучения подразумевают получение учебного знания посредством совместной работы участников познавательного процесса: преподавателя и студента.

Какие же методические средства и приемы могут повысить эффективность деятельности преподавателя и активизировать деятельность обучаемого? Методические приемы учебы эффективны только тогда, когда они обоснованы психологически, то есть когда они продиктованы не только содержанием учебного материала, но и психологическими закономерностями учебы.

Коротко характеризуя специфику усвоения знаний, можно отметить такие ее моменты.
1. Учеба является необходимым и непременным условием формирования и развития мышления. Как считают психологи, необходимо уменьшить (где это возможно) объем конкретной усваиваемой информации и больше внимания уделять выяснению фундаментальных научных принципов, основополагающих идей, развития творческого мышления студентов.
2. Знания, добытые как вывод из научных идей и принципов, постоянно учат аналитической деятельности, вырабатывают способность к обобщению.
3. Процесс усвоения является эффективнее, когда знания закономерно связаны между собой, является частью определенной системы, это позволяет снизить препятствие для усвоения материала при большом объеме информации.
Решающим условием полноценного усвоения понятий является способность ученика свободно двигаться от абстрактного мышления к конкретному действию. Очень важно, чтобы навыки и знания, которые должен получить студент, отвечали его интересам.
4. Основа процесса формирования навыков - систематические упражнения.
5. Распределение студентов на группы в соответствии с их подготовкой и интересами. Для этого можно использовать принцип соревнования, помня, что поощрение всегда является эффективнее, чем наказание. Активность учеников должна быть связана с решением умственных заданий, самостоятельным прорабатыванием материала, самостоятельным поиском ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: