double arrow

Искусство любви Эриха Фромма

2

Эрих Фромм немецко-американский философ, ведущий представитель неофрейдизма утверждал, что способность любить важнейшая черта человеческой личности.

Фромм утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это всего лишь инстинкт. Он также говорит, что люди заблуждаются, когда думают, что любовь приходит совершенно независимо от человека - как не подвластный ему инстинкт или как счастливый случай, который подарил ему любимого. Дело, прежде всего в том умеет ли человек любить. Фромм сравнивает способность любить, например, со способностью рисовать: например человек хочет научиться хорошо рисовать, а вместо того что бы учиться просто будет сидеть и ждать случая появления какого-либо предмета, воображая будто тогда он сразу станет потрясающим художником. Звучит глупо, неправда ли, ведь что бы стать профессионалом, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки. Точно также обстоит и с любовью, говорит Фромм.

Прежде чем начать говорить из чего же складываются умения любить, Фромм пытается объяснить, почему люди любят друг друга. «Любовь - это путь преодоления отделенности людей друг от друга».11 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Одинокое существование человека невыносимо для него, одиночество всегда его тревожит. Фромм рассматривает несколько способов при помощи, которых человек может вырваться из одиночества.

«Один путь достижения этой цели составляют все виды оргиастических состояний».22 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Это, например, может быть транс, в который человек вводит себя при помощи самовнушения или наркотиков, а также алкоголя и секса. «В состоянии экзальтации для человека исчезает внешний мир, а вместе с ним и чувство отделенности от него».11 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm После оргиастического переживания у человека спадает тревога, связанная с одиночеством, на некоторое время, но потом она вновь возникает.

Другой способ преодоления одиночества это единение с группой. «В современном западном обществе единение с группой еще и ныне представляет собой преобладающий способ преодоления личной отделенности».22 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Фромм говорит, что это вид решений данной проблемы требует от личности умение приспособиться. То есть если человек чтобы быть принятым в группу, должен поступиться своим личным достоинством, и подчиниться правилам стада. Хотя философ замечает, что в этом единение «человек в значительной степени утрачивает себя как индивид».33 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Но на самом деле люди хотят приспособиться в гораздо большей степени, чем они вынуждены приспосабливаться. Этот способ более длителен, чем впадение в оргиастические состояния, но оно также не снимает чувство тревоги.




Третий способ это погружение в творческую деятельность. «В любом виде работы творческий человек объединяет себя с преобразуемым материалом, олицетворяющим внешний мир».44 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm Человек, который творит, объединяет себя с этим миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих ни утраты мира, ни утраты индивидуальности. Но это реально только для того труда, в котором мастер сам планирует, производит и видит его реальный результат.

Но у всех трех способов есть недостатки. Единение, достигаемое в созидательной работе не межличностное. Единение, достигаемое в оргиастическом слиянии, преходяще. Единение, достигаемое приспособлением, уничтожает личность. Следовательно, оно дает только частичное разрешение проблемы существования, бытия человека.



«Полное - в достижении межличностного единения, слияния своего "я" и "я" другого человека, то есть в любви»11 Фромм Э. Искусство любви http://www.psylib.org.ua/books/fromm03/index.htm. Любовь является подлинным единением двух людей. Причем Фромм отмечает, что любовью можно называть лишь ее зрелую форму, а незрелые - это не любовь. Незрелые формы любви Фром называет симбиотическим союзом.

... читать дальше >>>

Введение
Обращаясь к понятию «любовь», мы говорим о самых интимных и глубоких чувствах, об особом виде сознания и душевного состояния. Любовь - это и действия, которые мы направляем на другого человека, общество.
Любовь сложна и важна в силу сфокусированных в ней физиологических и духовных сторон бытия, индивидуального и социального. В ней же мы находим личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое.
Любое развитое общество, как и любой человек, знаком с любовью. Без любви не сформируется моральный облик человека, не произойдет его нормального развития. Данную аксиому признает каждый, даже тот, кто далек от состояния любви.
1. Любовь как искусство в понимании Э.Фромма
В своем труде «Искусство любить» Э. Фромм отмечает, что страсть любить – это самое существенное проявление положительных, жизнеутверждающих влечений человека. «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» .
Как указывает социолог, в действительности выходит так, что большая часть людей не в состоянии развить любовь до такого уровня возмужания, где бы проявились самопознание и решимость человека.
Любовь - это искусство. Для искусства любить требуется опыт и умение концентрироваться, интуиция и понимание. Это искусство человеку в жизни приходится научиться постигать. Однако не каждый может признать этот факт, и причины этого, по мнению Э. Фромма разные:
Заключение
В заключении представляются следующие краткие выводы.
В понимании Э. Фромма, любовь – это искусство, которое требует опыта, умения концентрироваться, интуиции и понимания. Любовь нужно постигать. Любовью отмечена вся человеческая деятельность человека, говорит Э.Фромм. Любовь преодолевает ограниченность человека на пути к совершенствованию. Любовь как страсть, по Э.Фромму, преодолевает отчуждение между партнерами.
Однако Э.Фромм говорит о разрушении любви на Западе в силу «сексуальной революции». Это заключается в поверхности и легковесности отношения к любви.

Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир. Эрих Фромм.

«В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для нее еще стоит жить и которая, несомненно, сильна как смерть: это любовь». Эти слова принадлежат Г. Сенкевичу – польскому писателю. Ведь правда, любовь – это сильное, глубокое чувство, особый вид душевного состояния человека. Как говорил Эрих Фромм: «Любовь – это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о смысле человеческого существования».

О любви написаны горы книг, сложено немало легенд, сказано миллион слов, даже вывели формулу любви – символическую запись факторов, влияющих на возникновение чувства любви. И не смотря на все это, тема любви на сегодняшний день остается актуальной, именно поэтому меня заинтересовала данная тема реферата.

Любовь является ведущей потребностью человека. Ведь именно благодаря любви человек остаётся человеком. Феномен любви интересовал многих философов на протяжении всех столетий. Моей целью данной работы будет являться изучение философии любви Эриха Фромма – немецкого философа, социолога, психоаналитика.

Любовь Э.Фромм рассматривал как искусство, которое нужно постоянно совершенствовать. В его работах говорится, что любовь направлена на разные объекты, вследствие чего рассматриваются различные типы любви. Поэтому я поставила перед собой несколько задач, а именно:

-изучить биографию и основные философские взгляды Э.Фромма;

-рассмотреть основные работы выдающегося философа, особенно работу «Искусство любви»;

-узнать, какое место занимает любовь в жизни человека по мнению Э.Фромма;

-разобраться, какие же он выделял объекты любви, и в чём их суть.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фромм,_Эрих Э.

1. В.И. Добреньков. В поисках свободы и справедливости. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990

2. П.С. Гуревич. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994

3 Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990

4. Перевод с англ. Л. Чернышевой по изданию: Fromm Erich. The Art of Loving. First Colophon edition published 1962. Перевод отредактирован в 2009 г.

5. Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990, стр. 17,

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
2

Сейчас читают про: