Науки о науке. Философский подход к науке

1. Критерии философского подхода к науке.

2. Альтернативные модели науки: Вернадский - Фейрабен; Маркс-Хайдеггер; О.Конт – В. Соловьев.

Науки о науке: экономика, психология науки, социометрия науки, социология науки, науковедение. 1926, Горичевский статья «Науковедение как строгая наука» в журнале. В СССР эта область знания становилась популярной. Наука является объектом исследования различных дисциплин.

Критерии философского осмысления науки.

Философский взгляд на науку – это попытка понять место и роль науки в глубинных основаниях человеческой жизни. Это критический взгляд, попытка оценить ее условия, возможности, предпосылки и пределы, границы.

В фил-ии науки все очень личностно, персонально. Анализировать через конкретных носителей.

2. Обладает ли наука превосходством над другими формами жизни? – Фейерабент. Можно ли говорить о приоритете науки над другим творчеством? – Вернадский. Наука не обладает превосходством, например, над мифами и религией. Ядром, стержнем науки является совокупность научных фактов, а их очень много. Факт связывает науку с действительностью. Фейерабент: факты – не главное в науке. Главное 0 это теории, которые выстраиваются на базе фактов. А теории – это творческая сила, воображение ученых. Значит, по силе творчества наука не превосходит другие формы жизни – музыка и пр. Власть науки аргументируют тем, что с ее помощью можно совершать такое, что нельзя сделать с помощью других (освоение космоса, атома); результативность. Фейерабент: это слабый аргумент. С выходом в космос сопоставимо освоение огня, одомашнивание животных, а это было сделано не в помощью науки. С наукой моугт быть связаны только позитивные достижение (это было до взрыва атомных бомб). Фей: наука является геологической и исторической силой человечества. Она неизбежно возникает у человечества. Вернадский: ноосфера – это сфера практически воплощенного научного разума. Наука – историческая сила с нового времени, когда науки о природе и математика вдвинулись в человеческую жизнь.Фей: в современных западных обществах необходимо ограничение влияния науки, так же как раньше – религии. Нет выбора – только наука, только научное мировоззрение. Жесткая строгая логика иссушает человеческую мысль. Вернадский: Наука несет демократию. Наука по сути своей деятельность, которая м б только в условиях свободы. Фейерабент: наука несет диктатуру.

Фейерабент: у науки шовинистические наклонности, она навязывает, она как раковая опухоль расползлась в неевропейские регионы, она –агрессор и средство колонизации.

Вернадский? Наука – единственный фактор куль-ры, который способен объединять человечество. Это пыталась сделать религия, но мировые религии нетерпимы друг другу. Пыталась философия – но фил-их направлений очень много. То, что для Фей – колонизация, для Вернадского – шествие науки по земному шару. «Наступит время, когда будет создан единый мозговой центр человечества. Ученые из разных стран-учасники. Тогда будет понятно что расовые и политические разногласия намного менее важны, чем необходимость объединиться для решения проблем.» Вернадский.

Позиции сциентизма(Вернадский) и антисциентизма (Фейерабент) присутствуют. Методологический анархизм – Фейерабент.

Маркс-Хайдеггер.

Маркс изучал математику. Книга «Математические рукописи» К. Маркса. Учение Маркса – это научная философия. Оппозиция по вопросу о соотношении природы и философии.

Маркс: в основе нашей жизни – наука, она ворвалась через промышленность. А философии до сих пор витает в абстракциях, пользуясь спекулятивными построениями. Философии приходит конец. Но с помощью философии наука находит теоретическое завершение. Соотношение науки и философии марксизм оценивает с идеологических позиций. Потребность науки в философии удовлетворяет диалектическая и материалистическая философии. Классовая, партийная позиция самой философии.

Хайдеггер «Наука и осмысление»: наука в сравнении с философией обладает некоторой несостоятельностью, т к наука не может осмыслить себя как науку. Наука обращена только к миру сущего. Ничто страшит науку. А философия не страшится ничто – она между сущим и ничто, поэтому она способна обнаружить границы науки, видит ее односторонность. Философия ближе искусству и религии, чем науке. Философия – это единственный способ науки осмыслить себя.

Хайд о природе науки: наука пытает вскрыть сущее само по себе, она пытается понять предметный мир сам по себе. Наука обращена только к предметным отношениям, поэтому ее взгляд односторонен. Наука появляется, когда человек стал субъектом. Метафизический подход.

Маркс о природе науки: наука есть непосредственная производительная сила. Разные виды отчуждения от процесса труда, от другого человека …Человек отчуждается от знания, от интеллектуальной энергии и низводится до животного. Наука – средство закабаления человека. Социально-политизированный подход.

Конт-Соловьев.

Соловьев: критиковал Конта.

Конт: возможность человека рационально относиться к природе. Основа рационального отношения – порядок и прогресс. Настало время, чтобы социальная сфера и моральная были выстроены рационально.

Соловьев: надо выделить в жизни человека условные и безысловные начала его жизни. Условные – завершаются Контом, а безусловные –Гегелем.

26.09.12

Феноменологическая фил-я науки.

Гуссерль. Спорный вопрос – существует ли у Гуссерля фил-я науки. Его обвиняли в «ненаучной метафизике». Но у него логические исследования, относящиеся к науке. Труд «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Гуссерль создал самостоятельное направление.

Как Гуссерль оценивал состояние современной ему науке. Европейские науки охвачены кризисом. Кризис начался уже в истоках возникновения науки нового времени. У наук – общий тип рациональности. В состоянии кризиса находится именно тип рациональности Нового времени. Он из науки расползается на всю культуру. Наука стала полагаться на новые основания – на факты из опыта и экспериментов. Наука, кот исследует реальность – приложима на практике. Вера в науку заместила веру в религию. Идеал рациональности начинает проникать в науки о духе (гуманитарные) и тогда погоня за фактами приводит к узкой специализации. После 1 мировой многие разочаровались в науке, т к она не дает ответов на жизненно важные вопросы. Кризис в том, что наука утратила свою жизненную значимость, смысл. Наука полностью отделилась от философии. Античная и средневековая наука не порывала с философией. А теперь – фактопоклонство. Но закат Европы – не неизбежен, отказ от рациональности – не выход.

Фил-я должна быть в тесном контакте с наукой. Она не должна просто пользоваться плодами науки – она должна проникать в сам процесс научного исследования.

Для психологии кризис трагичен. Психология занимает особое место во всей системе наук. Она лежит в основе всех наук о духе и даже о природе. Психология влияет на все области знания. Развивает феноменологическую психологию. Нужна радикально новая психология, чтобы представить деятельность мышления как поток феноменов, который дает возможность извлечь сущность. Феноменологическая психология Гуссерля пытается сформировать представление о том, как можно выйти к вещам через чистый поток явлений.

Фил-я науки – это и психология, и теория познания.

Главные оппоненты Гуссерля – объективим и натурализм.

По Гуссерлю – главный недостаток натурализма – попытка все свести к фактам. История активно разрабатывается как наука. Надо полагаться не на факты, а на смыслы. Превозносить не эксперимент, а интеллектуальное созерцание, интеллект интуиция, самопознание. Контекст, в котором существует наука является жизненный мир.

Учение о «жизненном мире» - это то, что донаучно и сверхнаучно. Обладает пространственным и временными параметрами. Жизн мир включает в себя человека, он насыщен звуками, запахами и всем тем, что воспринимает человек. Жизненный мир для каждого человека свой – он субъективен и релятивен. Каждый уверен в своей правоте. Наука возникает так: существует практика из жизненного мира – геодезия (практика землемерия). Она с необходимостью требует стандартов, единиц измерения. Это возникает, но уже не в практике, а в области философии. Тогда помимо жизненного мира возникает идеальный – формулы, единицы измерения. Работа «Начала геометрии» - там это описано. Геометрия возникает из соединения практических потребностей и философских идей. Особо отмечает Галилея – а нельзя ли обнаружить мир идеальных форм для цветов, для звуков (колебания). В Новое время Галилей не видит связи с жизненным миром – он полностью в сфере математического естествознания. От Галилея – понимание науки как средства, как инструментарий, которая способна трансформировать жизненный мир. Пытаясь понять смысл науки Гусерль выходит на идею жизненного мира. Наука – это средство обработки жизненного мира. Природа – это обработанный наукой жизненный мир.

Понятия в науке нуждаются в прояснении. Они стали игральными фишками. А метод прояснения связан с феноменологией. Философия науки должна стать историей науки.

Это сложное оригинальное течение.

Структуралистская концепция науки.

К структуралистам относятся: обычно называют Леви-Стросс, Фуко (хотя сам он говорил, что не связан с этим течением).

10-20 г – начало русского структурализма

20-40е Р.Якобсон, изгнан из СССР.

Леви-Стросс удивлялся, что в России тоже есть структуралисты (формалисты), причем это не заимствования.

Структуралисты не предлагали концепцию или мировоззрение – у них только методология исследования.

Ю. М.Лотман – тоже исслед-я в этой области.

Книга «Структурализм. За и против» - марксистская критика структурализма.

Стр-м обращен преимущественно к социально-гуманитарным наукам. Структ-м – это позитивистское настроение на материале соц-гум наук.о

Делез «ПО каким критериям распознают структурализм»

Обработав сказки, можно создать модель, применимую ко всем сказкам.

Для структуралиста любой о-т исследования предстает в виде знаково- символических моделей. Так предстает структура об-та. Закон связи элементов. В любом об=те – миф, религия, этносы, экономика.

Ф. де Соссюр – выделяет в языке означающее и означаемое. 2 пласта – синхрония и диахрония. Снятие субъекта – анонимные объекты. Неизвество кто сотворил – колоссальный период существования структур.

Они нашли 3е царство. Мир символов понимается как особая реальность. Понять эстетический объект сам по себе, отвлекаясь от политики и идеологии. Структур не претендует на постижение сущностей – это не метафизика. Нацелен на выявления законов. Это не поиски скрытой сущности.

Фуко, когда отрекается от структурализма…Он выделяет эпистемы. Берет диахронию. Истоия безумия, рождение тюрьмы (история права). История не линейная – спонтанный переход от одного периода к другому.

03.10.12

\конец 19-начало 20

То, что мы называет фил науки в этот период представляет собой целый ряд течений. Неокантианство, феноменализм…

Герменевтика

В 50х гг. – Ф. Г. Гадамер

Герменевтический аспект присущ науке в целом. Сложилась традиция в лице Дильтея, что герменевтика – особая наука о духе. Тп- методология наук о природе. Нужна подобная методология наук о духе. Гадамер пытался представить, что герменевтический аспект присущ всей науке. Герменевтика дает возможность выйти за пределы науки, осмыслить условия достижения истины. Он в качестве предшественников называл феноменологию Гуссерля, философию Хайдеггера. Ему нравилась трактовка Хайд понимания как изначальной характеристики человеческого бытия.

Внешнего недостаточно, надо рать и внутренний опыт. Опыт внутреннего переживания должен рассматриваться как равноправный. Герменевтика – особая методология.

Метод – деяние самого дела(из античности). Методология – то что раскрывает глубинную структуру процесса понимания. Тогда по-другому видится объект науки. Что есть объект науки? Гадамер вводит понятия герменевтической ситуации, горизонта. Объект науки предстает в виде жизненных единств, смыслов.

2-я составляющая:Процедура понимания-творческая. В ней надо учитывать то. Что ранее было отброшено – предрассудки. Он их реабилитирует.

3-я составляющая – аппликация

Герменевтический аспект любой науки- духовное совершенствование.

Он много рассуждает о процедуре герменевтического круга – как понять целое, если не знаешь честей и как понять части не зная целого. Но есть предпонимание предвосхищение будущего смысла, поэтому круг рвется.

Истина в науках д б сопоставима с тем, как понимается истина других сферах, напр в искусстве.

Позитивистская традиция в философии науки и ее критика постпозитивизмом.

1.классический позитивизм

2.эмпириокритицизм

3. логический позитивизм (неопозитивизм)

4. постпозитивизм и его критика логического позитивизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: