Культурная революция в СССР. Борьба против неграмотности

До революции 1917 г. 75% населения Рос­сии оставалось неграмотным. Рос­сия тратила на просвещение 43 ко­пейки на человека, в то время как Англия и Германия — примерно 4 рубля, а США — 7 рублей. Успехов удалось добиться только в вопросе начального образования. Прави­тельственной поддержкой пользо­вались церковно-приходские шко­лы, это был самый распространен­ный тип начальной школы. К 1914 году начальное образование в шко­лах Министерства народного про­свещения получало 6 миллионов детей. Но всеобщее начальное об­разование в самодержавной Рос­сии введено не было.

С первых дней установления совет­ской власти в стране началась ра­бота по созданию новой системы народного образования. Проекты новых законов в этой области гото­вила созданная 9 ноября 1917 года Государственная комиссия по про­свещению во главе с А. В. Луначар­ским. Специальным постановлени­ем от 01.01.01 года все в ведении православной церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу. В кон­це августа 1918 года был созван I Всероссийский съезд по просве­щению, на котором была одобрена новая двухступенчатая система еди­ной школы (первая ступень — 5 лет, вторая — 4 года). В совокупности обе ступени составляли полную среднюю общеобразовательную школу.

Неграмотность населения стала се­рьезной помехой на пути распрост­ранения революционной идеоло­гии, а затем и развитию промышленности, и вообще подъёму промышленности.

26 декабря 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотно­сти среди населения РСФСР», кото­рый обязывал всех жителей Совет­ской республики в возрасте от 8 до 50 лет обучиться грамоте на рус­ском или родном языке. Перепись населения 1920 года выявила в стране 54 млн. неграмотных. Для выполнения декрета 19 июня 1920 года была образована Всерос­сийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ). Большую помощь комис­сии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество «До­лой неграмотность» (ОДН) во главе с М. И. Калининым. В его состав вхо дили тысячи пунктов по ликвидации безграмотности (ликбезов), в кото­рых в 1925 году обучалось 1,4 млн. взрослых. Наряду с ликвидацией безграмотности эта организация вела и широкую политико-просвети­тельную работу.

К концу 1927 года читать и писать научили 10 млн. человек, и СССР по уровню грамотности занял 19 место в Европе. Борьба с неграмотностью далеко не сразу дала ощутимые ре­зультаты. Только к 1939 году коли­чество грамотного населения среди лиц старше 9 лет достигло 81,2% (отметим, что такого уровня Фран­ция достигла к 1900 году).

В 1920 году Наркомпрос опублико­вал учебный план советской школы: гуманитарные, физико-математичес­кие, биологические науки и физичес­кая культура преподавались на трех ступенях: школа первой ступени — 4 класса (для детей 8-12 лет); школа-семилетка (для детей 8-15 лет); шко­ла-девятилетка (для детей 8-17 лет). В годах Государствен­ным ученым советом (ГУС) были со­ставлены новые учебные програм­мы, согласно которым весь объем знаний преподносился в виде еди­ного комплекса сведений по трем направлениям: о природе, о труде и о человеческом обществе. Такой подход привел к бессистемности, фрагментарности знаний учащихся. В 1929 году была попытка ввести «метод проектов»: классы были уп­разднены, их заменили звенья и бригады. Звеньям давалось зада­ние, например: «Научимся разво­дить кур». В ходе его выполнения учащиеся и должны были получать знания. Результатом такого «обуче­ния» стало полное незнание науч­ных основ. В 1932 году ЦК ВКП (б) в своем постановлении осудил «лабораторно-бригадный метод» и вернул школе традиционный урок.

Образованные в 1919 года рабочие факультеты постепенно сделались основным типом общеобразова­тельной школы, готовившей моло­дежь к поступлению в высшие учеб­ные заведения. С 1921 года на предприятиях по­явились четырехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), имевшие своей целью под­готовку квалифицированных рабо­чих для промышленности и транс­порта. В учебные планы ФЗУ наря­ду со специальными дисциплинами включались общеобразовательные предметы в объеме школы-семи­летки.

С осени 1923 года в селах стали от­крываться школы крестьянской мо­лодежи (ШКМ). Они строились на ба­зе начальной школы, имели трехлет­ний срок обучения и предоставляли учащимся наряду с общим образо­ванием знания по агрономии, тех­нике и организации сельского хо­зяйства.

После революции высшая школа стала демократичной, бесплатной, студенты обеспечивались государстве нными стипендиями, а вузы по­степенно перешли на государствен­ное финансирование. Правительст­во проводило классовую политику в области высшего образования: со­здавало благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крес­тьян и затрудняло поступление де­тей интеллигентов. Значительная часть ученых, не при­нявших новую власть, покинула учебные заведения. Те же, кто ос­тался, были лишены всех привиле­гий, связанных с учеными степеня­ми и званиями. Устанавливалось только две должности — профессо­ра и преподавателя. Были приняты меры по удалению нелояльных про­фессоров и преподавателей. Это привело к забастовкам в студенчес­кой и преподавательской среде. Для решения кадровых проблем в 1921 году в Москве был создан Ин­ститут красной профессуры (ИКП). На преподавательскую деятельность в МГУ были на­правлены А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, Д. И. Курский и другие государственные дея­тели.

В начале 20-х годов коренно­му изменению подверглись программы обучения в вузах и университетах: в качестве обязательных предметов бы­ли введены исторический ма­териализм, история пролетар­ской революции, история Со­ветского государства и права, экономическая политика дик­татуры пролетариата. В 20-30-е годы произошла серьезная реорганизация крупнейших университетов страны. Еще в октябре 1918 года в Москве появился 2-ой МГУ - уни­верситетом стали московские Выс­шие женские курсы. От МГУ были отделены медицинский, советского права и химический факультеты, ставшие самостоятельными вуза­ми. 2-ой МГУ распался сразу на три вуза: так появился 2-ой Москов­ский государственный медицин­ский институт, Московский государ­ственный институт тонкой химичес­кой технологии и Московский Госу­дарственный Педагогический Ин­ститут.

К1940 году в стране работало 4600 вузов и техникумов, и Советский Со­юз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Од­нако развитие образования и науки тормозила гнетущая атмосфера то­талитарного государства.

Система образования в СССР имела свои плюсы и минусы. Доступность, равенст­во, обязательность, преемственность уровней, хорошая организация воспитатель­ного процесса позволили советскому человеку считаться образованным, а совет­скому образованию — качественным. Однако бюрократизм, невнимание к интере­сам и способностям каждой конкретной личности, политизированность в ущерб научности, партийное руководство, сопротивление новому, невнимание к зарубеж­ному опыту — все это вело к затруднению роста интеллектуального потенциала страны.

В целом можно говорить о проведённой в СССР культурной революции, суть которой заключалась в приобщении большинства людей к достижениям культуры в объёме, который ранее был немыслим. Простые крестьяне посещали библиотеки и театры, участвовали в художественной самодеятельности. Перед культурой были поставлены пропагандистские задачи содействовать становлению нового типа личности – коллективистской, свободной от частнособственнических стремлений., отдающей все силы построению светлого коммунистического будущего. Однако всё это сочеталось с «железным занавесом» в отношении большинства достижений западной культуры. Также был установлен жёсткий идеологический контроль над литературой и искусством, в которых насильственно навязывался метод социалистического реализма. «Правильным» писателям и другим деятелям искусства предоставлялись привилегии и условия для работы. Люди же отклоняющиеся от партийной линии в литературе и искусстве подвергались разгромным унизительным «проработкам», их лишали возможности печататься и выставлять свои произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: